Дорогие девочки, не могу не поделиться величайшим потрясением этой недели - знакомством с Ростовской финифтью.
Безусловно, этого бы не произошло, если бы не рассказ Любови Михайловны о работах Светланы Тецкой. Которую мы, к слову, нашли :)
Любовь Михайловна, спасибо Вам огромное за то, сколько Вы вкладываете в наши души. Жизнь преображается!! В том числе и благодаря тем людям, которые очень аккуратно входят в наши жизни.
Итак, Ростов Великий - городок, входящий в Золотое кольцо при совсем небольшом размере, имеет более трехсот памятников архитектуры, многие из которых входят во всемирное наследие и охраняется ЮНЕСКО.
Первое потрясение - нежно розовый цвет Кремля. В сочетании с малахитово-зелеными крышами и куполами возникает ощущение праздничности, величественности и необыкновенной стати, душевности. Фотоаппарат, к сожалению, передать этого тончайшего оттенка не смог. Можете себе только представить, как радуется глаз этому изысканному цветовому сочетанию на фоне отблеска снега и яркости весеннего неба.
От Москвы до Ростова ехать примерно четыре часа и в первый день войти на территорию комплекса не удалось - мы приехали буквально за пять минут до его закрытия. Но сдаваться не хотелось, ведь нашей ключевой задачей было изучение ростовской финифти и знакомство с работами Светланы Тецкой.
Можете себе представить, выходим мы с мужем из Кремля и идем к палаткам напротив. Муж интересуется у продавца - не слышал ли тот о Тецкой и продавец без зазрения совести начинает сочинять, что мастер теперь работает под псевдонимом и цветы не пишет. Я же в этот момент совершенно случайно подхожу к прилавку, где лежат работы Мастера.
Я хорошо помнила
фотографии Любови Михайловны , а потому сложно было ошибиться - это работы Светланы. Только на следующий день мы поняли, как нам повезло.
Работы увеличены в несколько раз. Все - миниатюры
Забегая вперед скажу, что на следующий день практически все автор увезла в Ярославль, часть из них была продана.
Признаться честно, мы испытали смешанные чувства - с одной стороны, удивление от того, что работы такого высокого качества продаются в скромной палатке, с другой стороны - я немного расстроилась. Получилось, что начали мы с логического финала :)
В общем, купив две шкатулки мы решили вернуться в Ростов на следующий день, и посвятить его изучению финифти.
Ростовский музей финифти нам очень понравился. К слову, основные работы - конца XX века, небольшая часть - работ датируется XIX вв
Краткий экскурс в историю финифти
На Русь эмаль пришла из Византии, русское название эмали - финифть, произошло от греческого "фингитис", что означает "светлый, блестящий камень". Именно за блеск, неувядаемость красок ценится финифть. Многие годы финифть считалась особым видом ювелирного искусства и очень почиталась.
Процесс создания финифти очень интересен. На медную пластинку наносят первый слой эмали, обжигают его в печи - на оборот наносят один слой, на лицевую часть - несколько слоев, далее на лицевую часть наносят несколько слоев стекловидной краски, каждый слой обжигается отдельно и, соответственно, при малейшей ошибке эмаль может просто треснуть. Как правило, заводская эмаль - это три слоя краски. Высокохудожественные работы начинаются от 4-х слоев и могут достигать 17! При этом, чем больше слоев, тем более сложного характера рисунок
Первоначально, финифтяное производство сосредотачивалось на религиозной утвари
Далее - фотографии из Ростовского музея финифти
Финифть настолько ценилась, что чаще всего украшалась очень дорогими оправами
В Ростове эмали начали расписывать с середины XVIII века, а в XIX веке появились экспериментальные лаборатории, благодаря которым финифть стала появляться в украшениях и предметах быта
Рамка для фотографии, 1910 год
Шкатулки, автор В.К.Туляков
Но больше всего меня потрясли эмали художников современности
Н.А.Куландин, Заслуженный художник России, Князь Василько, 1975 год
Б.М. Михайленко, Зодчие, 1972 год
Тот же автор, коробочка "Праздник", 1980 год
В.Д. Кочкин, Ростовская сказка, 1982 год
Вот эти работы того же автора меня просто потрясли
Мелодия осени, 1988 год
Тихий снег, 1989 год
Лукошко, 1988 год
Ромашки
А это работы жены эмальера Е.С. Котовой
Утренняя, 2005 год
И еще
Е.С. Котова, Букет с розой, 2000
Е.С. Котова, Ирисы, 2005 год
Е.С. Котова, Луговая, 2005 год
В.В. Сухов, Оконце, 2000 год
Л.В. Смирнова-Ростокина Слишком дорогие орхидеи, 1999 год
Е.С. Котова, Букет с маками
Т.С. Михайленко, Отрада, 1982 год
Работы этого мастера можно купить в магазинчике на первом этаже музея
В последнем зале музея мы нашли работы С.Тецкой
Все представленные в музее работы автора - по 7-9 слоев эмали
Зимнее утро, 2002 год
Русский пейзаж, 2000 год
Охота, 2002 год
Вышли потрясенные - достоин ли наш дом работ автора музейного уровня?
К слову, привезли домой вот эти шкатулки - купленные накануне.
Все работы, которые мы купили - по 4 слоя эмали
А эта брошь теперь у Ани, ее я купила на следующий день. На этот момент осталось только три броши автора. Все теперь в Москве
И еще одна брошь, в подарок
Очень жаль, что не удалось изучить все работы автора, мы действительно так ошалели от нашей встречи, что несколько растерялись. В следующий раз спешить не будем.
Спасибо за внимание