Оригинал взят у
anirish в
Царевна-Лебедь На курсе «Стать стилистом» было дано задание, провести ассоциативное восприятие деталей одежды, например, исторического костюма или народного костюма. В русском народном костюме любая деталь не случайна, а закономерна. Объяснить это, сделать невидимое явным помогает именно телесное, а затем и ассоциативное восприятие.
Вид русского косоклинного сарафана сзади.
«Господи, почему же так красиво?!» Не просто красиво, а нежно, трепетно, величаво, при этом естественно, спокойно, и плавно. Дыхание легкое, размеренное, тело вытягивается в струнку, появляется легкий, изящный (но совсем не провоцирующий!) прогиб в спине, плечи опущены, отведены назад… Вдруг голова сама собой поворачивается к левому плечу, взгляд скромно опущен, как бы смотрит чуть за плечо, и… поплыла! Царевна-Лебедь!
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.
Почему возник этот образ?
Уложенная на спине таким образом широкая отделочная тесьма вместе с иллюзией узкого стана создает иллюзию утонченности, стройности, гибкости, нежности. Чуть завышенная талия формируует «лебединую пропорцию».
Ведь если бы талия оказалась на месте или, не приведи Господи, ниже, получился бы… страус.
Из-за того, что талия выше, силуэтная линия идет гладко, без «оформления» бедра. Ведь это же не женщина, это - Птица! Какие тут могут быть бедра? И, конечно, здесь будут именно такие рукава-крылья - таким крылом очень легко можно взмахнуть и… улететь. (Рукава как крылья! Приоткрывается еще один смысл длинных рукавов у рубах. Когда птица летит, ее расправленное крыло оказывается таким большим, что в сложенном состоянии крыла невозможно себе было представить - это при желании может увидеть каждый. Длинные рукава как символ крыльев, на которых действительно можно летать!)
Этому чувству вторит небесный цвет сарафанной парчи, ее рисунок с дивными перышками. В такой одежде всегда будет степенность и никогда не покинет чувство достоинства.
***
В этом образе нет прежней тонкости, стройности, этот образ не такой девичий, гибкий, он более собранный, в нем больше внутренней силы (не столько из-за красного с золотом, сколько из-за формы).
Про этот образ хочется сказать: «Павой идет». Несомненно, возникает образ птицы, даже жар-птицы. Если внимательно рассмотреть орнамент на парче, то можно разглядеть именно жар-птиц! (нет, присмотрелась еще внимательнее, не жар-птицы на парче, но цветы из того сада, на фоне которого обычно их изображают... смысл от этого совсем не меняется.)
За этими одеждами не разглядеть контуров человеческого тела, получается, этот костюм вносит в образ яркий символизм, это способ трансформации простой женщины в Птицу, а, значит, к ней теперь никак иначе и относиться нельзя.
«Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство… Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе". Сюда же (к птице как символу Солнца) примыкает появившаяся в русской вышивке в XI веке птица-пава. Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это - птица-Солнце. При этом иконография павы очень разнообразна - в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п.» (
весь текст)
Еще интересно и коротко о древнеславянских орнаментах.
***
Здесь ощущение, что как нахохлился, тело приятно напрягается, подсобирается все, укореняется, приходит в тонус, будто сопротивляется чему (может быть холоду?)
Ощущения тяжести совсем нет, вероятно, из-за длины душегреи. Дышится здесь с некоторым усилием, с трением, но не без удовольствия! Запах морозного воздуха, который возникает при виде этого образа, очень бодрит, по-своему радует, хочется потереть друг об друга руки, подышать на них. И павий хвост немного топорщится. Это по-прежнему Птица.