Кёнигсбергский зоосад недавно отметил своё столетие. Изначально делался он как "зоосад", а не "зоопарк", на каковом различии настаивал его основатель, Герман Клаас. Полюбившись кёнигсбержцам, зоосад быстро стал популярным местом отдыха , с рестораном, концертной эстрадкой и дендрологической коллекцией, дающей право называться месту именно зоо-"садом", а не "парком". На его территории также располагался этнографический музейчик под открытым небом, где собирались экземпляры восточнопрусских изб, сараев и сельских домов с характерными фахверками. С учётом этих обстоятельств и был выстроен главный вход в зоосад, состоящий из фахверка причудливой конструкции.
Но в 30-х годах вход сгорел, музейчик в связи с расширением количества экспонатов переехал чуть западней, в нынешний польский городок Ольштынек, и для оформления входа в зоопарк в противовес прежнему "этнографизму" открылось вакантное место модернизму. В 1935 году архитектор Зигфрид Зассник, (спроектировавший куст зданий в данном районе - здание нынешней гостиницы "Москва" и кинотеатр "Заря", к примеру) сделал изящное модернисткое решение: скупой двух-крылый вход-пропилеи с продуманными проёмами дверей и окон и даже шрифтами. Похоже, впервые тогда в городе был применён приём, не исчезающий до сих пор из ассортимента модернистов: угловой столб, держащий плоскую крышу и фиксирующий нишу кубического объёма:
В советское время такую элегантность посчитали бездушностью и перестроили пропилеи, заложив входные ниши и разместив на крыше скульптуры животных, чтобы издали было видно: это вход в зоопарк. Также добавилась укреплённая крыша и лепнина с "ажурными лебедями" под карнизом.
...но наступили наши времена, пост-советские. И сообразно эпохе, которая мало заботилась об "эстетиках", и боле - о доходах и копеечке родимой, правую часть пропилей выкупил предприниматель Витаутас Лопата и сделал там кафе "Солянка". По-моему, кафе на границе города и зоопарка - прекрасная идея, и я всеми руками за неё. Но так как чаще всего прибыльность кофейни начинается с минимального количества столиков в 5 штук, то предприниматель сделал две попытки увеличить площадь заведения. Сначала он надстроил "летний этаж". В начале 2000-х на местном архитектурном фестивале-конкурсе был опрос членов союза архитекторов (обласного подразделения) на предмет "худшего здания последних двух лет", и почти единодушно архитекторы свой антиприз "Зелёная морковка" (вручаемый худшей постройке) отдали автору надстройки кафе "Солянка" Павлу Горбачу. А затем предприниматель вынес "летнюю террасу-веранду" перед главным фасадом бывшего творения Зассника, а надстройку снёс.
И я вам скажу так: это плохое решение. Пропилеи потому и пропилеи, что они делают "открыточный" парадных вход. И в них важен именно главный фасад, который вообще нельзя делать несимметричным. У вас всё что угодно может быть за ними, но если вы делаете симметричный вход, то пусть он будет с читаемой [симметрией] http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124344/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B8 ! А в апреле т.г. хозяин левого крыла пропилей затеял реконструкцию (с увеличением площадей) кафе "Съешь-ка!", что располагалось в левом корпусе. Но неудачно затеял, и чуть ли не на обедающих людей обрушилась часть капитальной стены и крыши задной части здания... Кафе закрыли, последовал небольшой скандальчик в прессе, и ...пока листва покрывала место обвала, и пока она желтела и опадала...
...на месте обрушения происходило какое-то шевеление. Потом пошёл снег, и стал виден замысел: "Съешку" хотят расширить вглубь.
А всё это время хозяин "Съешки" с помощью гестарбайтеров и без помощи архитектора, имеющего опыт работы с модернистскими памятниками, расширял левое крыло пропилей Зассника.
Узнавши об исключении памятника из списка, местная общественность (с которой я солидарен) начала действия по опротестованию данного решения. И у меня есть предчувствие, что она своего добьётся. Но вот что я хочу сказать, не побоясь возможного гнева со стороны "охранителей" (к которым я сам однокоренно принадлежу).
Видите ли, я считаю, что категорически
нельзя пропилеи надстраивать и пристраивать с главного фасада, смотрящего на проспект Мира, чтобы не портить впечатление от симметричных объёмов Зассника (как бы они не изменились с тех пор - объёмы остались принципиально теми же). В этом смысле терраса-веранда "Солянки" - архитектурная ошибка. Но вполне можно расширять обе пропилеи вглубь, на территорию зоопарка, не повышая этажности. И тогда у левого корпуса появится симпатичная часть с окнами на Парковый ручей и на мост сержанта Пеппера, и на зоопарковый мост Горбатик, и это будет хорошо... Так я считаю. Просто ведь всякое дело, даже самое сложное и неоднозначное, можно сделать плохо, а можно хорошо.