Паганини - "Вариации Моисея"

Jun 30, 2004 17:37

Николо Паганини (1782 -- 1840)
Его нет в живых уже более ста пятидесяти лет, но имя его продолжает так же волновать публику, как и в первый день его появления в Париже. Это было 9 марта 1831 года. В татре "Опера" собралась вся знать эпохи; сбор поднялся до 20 тысяч, а среди обещанных демонстраций виртуозной игры значились Вариации на тему молитвы Моисея, модной в те времена оперы Россини. Пьеса, исполненная на одной струне, заворожила публику. Попробуем и мы перенестись в ту эпоху, когда мистика и фантазия являлись обыденной жизнью, ведь роман Собор Парижской Богоматери вышел в свет на следующий день после первого концерта Паганини. Загадочный силуэт виртуоза чем-то напоминает сатану на службе у музы, прислушивающегося к ее дыханию. Скрипка, которая до этого считалась аристократической хозяйкой эстрады, превращается в реквизит ведьмы, исполняющей дьявольский танец.
Ингр и Делакруа пишут его портрет, Берлиоз посвящает ему партию альта в симфонической поэме Герольд в Италии, Лист пишет свои шесть Трансцендентных Этюдов, навеянных его скрипичными Капричес, - пьесы, освободившие фортепьяно от традиционных ограничений. Позже Леар создаст оперетту, пытаясь доказать, что Паганини был рабом не только скрипки, но также и женщин. И, наконец, кинематограф завладеет этим персонажем, чтобы навсегда прицепить ему сатанинский ярлык.
Мастера скрипки сходятся во мнении, что техника игры Паганини не только не имеет дьявольского начала, но также не содержит каких-либо абсолютно новых приемов. Великие скрипачи, такие, как Локателли, Гавьинес, Вьотти, и др. , уже демонстрировали те или иные техники: гармонику, широкое позиционирование пальцев, усиленные деманши, пиццикато левой рукой, форсирование смычком, "дискордато", которое мы откроем позже, использование одной лишь четвертой струны, летящее стаккато, и другие, более или менее трудные, составляющие набор приемов мастера, - всеми ими Паганини владел в таком обьеме, который никто другой не смог превзойти.
Его Двадцать четыре каприза, опубликованные в 1820 году как сборник упражнений, утвердились в роли самотоятельного произведения. Отдельно хочется подчернуть, что исключительная индивидуальность этого исполнителя открыли новую эру виртуозной игры на скрипке.

Концерт No 1 для скрипки и оркестра Ре мажор, оп.6

Написанное в 1815 году, это произведение увидело свет только после смерти автора. Неожиданный сюрприз: солист играет в Ре мажоре, а оркестр - в ми-бемоль...

musique

Previous post Next post
Up