Sep 17, 2011 16:49
В своём дневнике чтения по "Илиаде" я написала, что пантеон богов вершит судьбы людей. Но, на самом деле, это не совсем так. Судьба в греческой мифологии - это некая самостоятельная сила, которая стоит превыше Олимпийских божеств. "С полной серьезностью говорит всегда
Гомер о наполовину персонифицированной судьбе - Мойре. Над ней не властны сами боги, и в ее руках находятся в конечном счете жизнь и смерть человека, победа и поражение в сражении. Мойра неумолима, к ней бессмысленно обращаться с
молитвами и совершать жертвоприношения". (А.И.Зайцев "ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И «ИЛИАДА» ГОМЕРА")
Наверное, любой читатель заметит, что мифологические небожители далеко не свободны от таких человеческих слабостей и пороков, как хитрость, трусость, злость, интриги и прочее. Странно было бы думать, что этот греческий пантеон, который и внутри себя-то разобраться не может (боги обманывают друг друга, препираются по вопросам, касающимся смертных), обладает всей полнотой небесной и земной власти. Олимп, как мне показалось, - это скорее нечто вроде государственного аппарата, подобного человеческому, но стоящего на ступень выше и обладающего большими полномочиями. Во главе стоит Зевс. Это просто диктатор, верховенство которого объясняется правом силы ("О всемогущий отец наш, Кронион, верховный владыко! Ведаем мы совершенно, что сила твоя необорна"), правом старшинства ("Думаю, что Посейдаона я и могуществом высший, Я и рожденьем старейший"), но отнюдь не тем, что он самый совершенный и справедливый из олимпийцев. Его власть держится на страхе, поэтому он всё время подкрепляет свои повеления угрозами, - и остальным богам приходится повиноваться, хотя они очень часто не согласны с решениями Зевса. Но и сам Зевс во власти страха, как ни странно! Точно так же, как и любой диктатор, который боится быть свергнутым. Если мы помним историю отцов и детей из "Теогонии", то поймём, что у Громовержца, правда, есть основания для подобных опасений.
Библейскую концепцию я считаю гораздо более разумной и справедливой. "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет" (Мф.12:25), - и в Библии нет этого олимпийского царства, раздираемого внутренними междоусобицами. Есть Единый, точнее, Триединый Бог, все три ипостаси Которого, - Отец, Сын и Дух Святой, - находятся в полной гармонии между Собой. " Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Ин.5:19), Бог обладает всей полнотой власти "Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28:18), но при этом Он Судия беспристрастный, нелицеприятный, святой, Которому можно доверять. У каждого человека есть свобода выбора, и его судьба зависит не от воли слепого случая или прихоти какой-то высшей силы. У Бога нет "любимчиков". "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). А "всемогущим может быть только вселюбящий", - так говорил Феликс Зальтен, автор сказки "Бемби".
Илиада,
Гомер,
домашнее задание 2011,
дневник чтения