FIMO - экскурсия на фабрику

Aug 29, 2012 10:08

О чём вы обычно думаете, распечатывая новую пачку Фимо? О будущем изделии? О технических деталях процесса работы? Или вас переполняет предвкушение чего-то нового?
Задумывались ли вы о том, какой путь проделал этот маленький 56-граммовый блок прежде, чем попасть к вам в руки?

Хотите пойти на экскурсию? Пройти вместе с сотрудниками компании Staedtler от самого-самого начала до готового блока, и узнать о процессах, сопровождающих его "рождение"?

Добро пожаловать!

Сегодня мы расскажем, как же это все происходит - там, на заводах в Нюрнберге и Ноймаркте. Мы заглянем не только на производство, но и в лабораторию, и в творческую мастерскую, и на склад - во все помещения, которые участвуют в процессе создания Фимо. Поехали? Тёмно-синяя машина компании уже ждёт!



Завод, на котором производят Фимо, находится в Ноймаркте (Neumarkt), одном из небольших городов близ Нюрнберга, составляющих вместе с ним и другими городами Среднефранконскую агломерацию в земле Бавария. Население в Ноймаркте - всего около 40 тысяч человек. Уют и дружелюбие места, где "все свои", чувствуется как в городе, так и на самом заводе.

Пока едем, я расскажу вам немного о компании Staedtler и появлении такого продукта, как FIMO.

Staedtler - это производитель канцелярских товаров и товаров для творчества, с историей, уходящей корнями в 17 век. В 1662 году Фридрих Штедтлер, частный мастер по изготовлению карандашей, был впервые упомянут в городских летописях Нюрнберга. В 1835 году семья Штедтлер зарегистрировала фирму с собственным именем и запустила производство, которое к 1866 году насчитывало уже 54 работника и выпускало более 2 млн карандашей в год.

Полимерная глина была изобретена в 1937 году. Кукольная мастерица Кэти Крузе (Kaethe Kruse) экспериментировала с материалами для изготовления кукол. Поскольку получившаяся масса показалась ей неудобной для запуска в производство, она оставила эксперименты. Однако, ее дочь Софи (Sophie Rehbinder-Kruse, на фото ниже) их продолжила, смешивая цвета и добавляя другие вещества, и в итоге получила отвердевающую массу, которую можно было использовать для декорирования и лепки.



Масса получила название FIMOIK - две первые буквы "FI" от домашнего прозвища Софи - Фифи, "MO" от слова "моделирование", и "IK" - последние две буквы от слова "mosaik", любимой техники Софи при работе с глиной. Последующие несколько лет глина FIMOIK успешно продавалась вместе с глинами для изготовления кукол.

В 1964-65 гг. химическая формула и все права на производство были выкуплены компанией Эберхард Фабер (Eberhard Faber), которая видоизменила название, убрав последние буквы, и в 1966 году запустила полную линейку FIMO. В 1978 году данная компания стала частью группы компаний Staedtler.

Между тем, мы уже подъезжаем…



Экскурсию для вас будут проводить: Герлинда Карг, менеджер по маркетингу продукции для профессиональных художников; и Флориан Штрасхайм, экс-директор по развитию бизнеса Staedtler в России.



Как театр начинается с вешалки, так завод компании Staedtler начинается с вестибюля, в котором стоят витрины и стойки с продукцией.



Через этот вестибюль все работники завода, от водителя до директора, проходят каждый день. Важно, чтобы они видели не только сами продукты производства, но и историю компании, и что-то вдохновляющее. Например, в этой витрине лежат упаковки Фимо, выпускавшиеся раньше, с разным оформлением; на фотографии - сама Софи Крузе, снятая за процессом лепки с детьми.



Есть и готовые продукты творчества - вазы, украшения, фигурки. "Экспозиция" периодически меняется.



Эта витрина посвящена, в основном, FIMO Air - глине, отвердевающей на воздухе. Кто-то, возможно, узнал предметы и фигурки, которые смотрят на нас с упаковок.



Staedtler, кроме линейки FIMO, производит еще и массу для промышленного дизайна Marsclay, которую используют многие автоконцерны в процессе придумывания новых моделей автомобилей.





Дальше идем в святая святых - на производство. Здесь всё предусмотрено и выверено до мелочей - традиционно по-немецки, мы еще не раз в этом убедимся.

Зоны для прохода людей находятся вдоль стен цеха, и отделены от полос для машин жёлтой разметкой. За разметку выходить нельзя - этому правилу подчиняются все. Полоса узкая, мы идем втроём, и приходится останавливаться, чтобы пропустить "встречных пешеходов". Справа, буквально в полуметре, бесшумно едет погрузчик.

Наш "экскурсовод", Герлинда Карг, приветствует кого-нибудь каждые несколько метров; спрашивает, как дела, как дети; пожимает руки. Такое ощущение, что она знает тут каждого, хотя её рабочее место в другом конце города. "Видишь, это и есть настоящее Ноймаркт-комьюнити", - смеется Флориан Штрасхайм, идущий следом.

А вот и комната, в которой всё начинается - там находится машина для смешивания. Именно здесь из химической формулы, написанной на бумаге, получаются различные массы для моделирования - Classic, Effect, Soft, воздухоотвердевающая и т.д. Машина управляется электроникой - задается количество ингредиентов, вес каждого из них, физические условия смешивания и цвет готовой массы. Ошибки быть не может, но, тем не менее, из каждой готовой порции сотрудник лаборатории забирает кусок на тестирование.

С 2006 года вся продукция FIMO не содержит фталатов, что потребовало основательной реорганизации производства. Кроме того, в ней нет канцерогенов, веществ, включенных в законы различных территорий о безопасности продуктов широкого потребления: Proposition 65, ASTM D-4236, LHAMA, EU-71. Периодически масса тестируется и независимыми токсикологами. Это важно - ведь среди потребителей есть люди, которые держат глину в руках по несколько часов ежедневно, и производитель заботится об их здоровье.

После того, как масса готова, её бережно заворачивают в целлофан, как ребёнка в одеяло, и приходит черёд следующего этапа - экструдирования. Все мы знаем, что Classic, Soft и Effect имеют в линейке по 24 цвета. Цикл смены цветов и видов масс - и в смешивающей машине, и в экструдере - продуман таким образом, чтобы затраты на очистку были наименьшими - сначала прозрачный, потом белый, потом цвета в определенной последовательности.

У экструдера мы снова видим сотрудника лаборатории, который забирает часть массы на тестирование. Тестирования идут постоянно: каждой порции, на каждом этапе, и занимают от 2 часов до 2 дней. Пока результаты тестирования не готовы, масса, снова бережно заворачиваемая рабочими, отправляется дожидаться на склад. Каждый бокс снабжают маркировкой: дата, время производства, вид массы, код цвета, и все прочее, что необходимо.
Вес одного "куска" - около 1000 кг.



Но вот, наконец, лаборатория закончила тестирование, и порция массы FIMO признана полностью соответствующей многочисленным стандартам. Тогда она снова извлекается из бокса и попадает в самую главную машину - конвейер.



Конвейеров несколько, они разного цвета. Тот, который мы видим, зеленый, а еще есть темно-розовый и другие цвета. Цвет конвейера выбирает бригада, которая на нём работает - так как они смотрят на этот цвет ежедневно. Так мило :).

К сожалению, по соображениям безопасности фотографировать конвейер можно не со всех сторон, поэтому ракурс только один. Но его достаточно, чтобы понять общий принцип работы.

Сначала большой кусок Фимо нарезается на куски поменьше, которые укладываются в отсек для спрессовывания - важно, чтобы в готовых брикетах не было пустот. Из-под пресса выползает лента, ширина и высота ее зависят от того, какие блоки Фимо сейчас производятся - маленькие или большие. Специальные "пальцы" выдавливают на ленте бороздки для легкого разделения блока на 8 частей. Лента неспешно едет под равномерно опускающийся нож. После нарезки каждый брикет весит ровно 56 грамм и имеет стандартные размеры.

В процессе упаковки блоки FIMO запечатываются в фольгу и получают маркировку: код цвета, номер блока и пр. Когда конвейер переворачивает ряд из нескольких блоков, стопка упаковочных листов уже ожидает в специальном "кармане". Длинный манипулятор накапливает блоки по 10 штук и складывает в картонную коробку. Коробка с открытой крышкой едет к "выходу". В строго определенном месте в нее падает стопка из 10 инструкций, перехваченная бумажным "пояском", после чего металлический "палец" аккуратно загибает крышки всем коробкам. Этот "палец" почему-то умилил меня больше всего.



Готово! Коробочки поменьше укладывают в коробки побольше и ставят на погрузчик, дальше им дорога - уже на продажу. Кто знает, может быть, вы держите сейчас в руках блок ФИМО из тех, что сошли с конвейера в нашем присутствии?

В соседних цехах производят гель (FIMO Liquid) и лак: конвейер здесь более компактный и движется по спирали: на первом витке в банку наливают субстанцию, на втором - опускается крышка, на третьем - крышка завинчивается, на четвёртом - на банке появляется наклейка с информацией и логотипом. Я не удержалась и сфотографировала ряды баночек, ожидающих своей очереди. Столько лака будет!



Теперь, когда процесс производства массы для моделирования мы уже изучили, идём в лабораторию.

Здесь, за несколькими дверями, тишина и спокойствие, здесь за столами работают люди в белых халатах. Нас встречает г-жа Эканиз - она отвечает за соблюдение технологии. Лаборатория не только выполняет рутинные анализы производящейся ежедневно массы, но и занимается исследованиями. Здесь ищут новые формулы, новые цвета и текстуры; экспериментируют с физическими условиями работы с глиной, и пишут рекомендации потребителям; наконец, здесь хранится информация об истории производства полимерной глины и изменениях формулы с самого начала.

Г-жа Эканиз рассказывает об этом так восторженно и страстно, что я прошу разрешения сфотографировать её, как настоящего исследователя - такую увлечённую и с горящими глазами. "Так ведь я - испанка!" - смеётся она.

Последний пункт нашей экскурсии - творческая мастерская. Это царство Урсулы Планкерманн (Ursula Plankermann), ивент-менеджера и демонстратора.



Именно здесь сосредоточены все ниточки управления творческим процессом в компании: официальные мастер-классы и выставки, оформление стендов и витрин, презентации и рекомендации по работе в различных техниках и различными инструментами. Имеется штат мастеров, которые ежедневно работают на выставках и вне их. Например, эти кадры сделаны на выставке Paperworld во Франкфурте:





Постоянная "проверка руками" необходима, так как опытные потребители ощущают малейшие изменения в физических свойствах массы. Для компании Staedtler важно соответствовать ожиданиям мастеров.

Пока я брожу по мастерской, Урсула Планкерманн и Герлинда Карг рассматривают геометрическое колье из FIMO Classic.



Вот оно, покрупнее:



Вообще вся мастерская заполнена изделиями из различных масс. Это, например - сделано из FIMO Air.



FIMO Air, как мы знаем, бывает четырех видов: Basic, Microwave, Light и Natural. Масса Basic - похожа по свойствам на обычную глину; Microwave - понятно; Light - готовые изделия очень легкие и гладкие, подходит для изготовления больших композиций; Natural - напоминает текстуру дерева, слегка волокнистую; примечательна тем, что с готовым сухим изделием можно продолжать работу - выпиливать, вырезать, красить и т.д.

Вот этот довольно крупный бегемотик, сделанный из FIMO Air Light, почти ничего не весит.



А это опять кадр с выставки Paperworld - жирафы, сделанные из FIMO Air Natural. Они же были сфотографированы и для упаковки, один из них занял место в витрине, в вестибюле завода.



А вот так выглядит подоконник в мастерской - это уже изделия из запекаемой массы. На окне записка: "Дорогая ночная смена! Пожалуйста, оставьте открытыми окна и жалюзи. Спасибо. Урсула".



Между тем, наш сегодняшний визит подошел к концу. Надеюсь, вам было интересно и вы не устали. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Источник и авторство статьи: Екатерина Сигитова, проект Полимерная-глина.ру
Условия перепоста: в личные журналы - без ограничений, коммерческое использование - по согласованию.
Статья также есть в английском варианте.

обзор

Previous post Next post
Up