Джонатан Франзен, "Свобода" (Freedom)

Jun 24, 2013 18:22



Огонь, вода, медные трубы и Свобода.

Борхес как-то сказал, что написать книгу о времени, ни разу не упомянув слово «время», - это высший уровень литературного мастерства.
Если судить новый роман Франзена по этому критерию - то возникает множество вопросов, потому что здесь все наоборот: автор отчаянно, - иногда вхолостую, - педалирует вынесенную в заглавие тему.
В центре - американская семья: Патти Берглунд, ее муж, Уолтер, их дети, и друг семьи, музыкант, Ричард Кац. Герои прописаны так хорошо, что, читая о них, иногда сам себе начинаешь казаться «человеком без свойств» («черт, да у меня нет жизни!»).
Проблемы появляются, когда пробуешь нащупать пульс книги: каждый персонаж, по замыслу автора, проходит испытание свободой (или лучше так: Свободой, - с прописной). Возникает ощущение, что Франзен силой заставляет сюжет романа вращаться вокруг главной идеи - все сцены, конфликты и столкновения, так или иначе, рассматриваются под линзой, заявленной в названии. И, разумеется, несколько дежурных пинков получает «Американская Мечта». В результате, к середине книги становится ясно, что «Свобода» - это хорошая семейная сага, маскирующаяся под плохой роман идей. Иногда слишком навязчиво - через прямые отсылки к «Войне и миру»; иногда - вполне изящно, но…
Если в «Поправках» автор многократно обыгрывал заглавие, накручивал метафоры и умело кроил сюжет, то здесь его, вероятно, подвела изначально поставленная задача: ведь понятие "свобода" слишком абстрактно, и, кроме того, затерто и заезжено всеми, от политиков до поп-звезд. В итоге все попытки расширить контекст, зарифмовать сюжетные линии и пофилософствовать над парадоксами человеческого поведения легко умещаются в один тезис - вопрос: «если мне все позволено, то почему я несчастен?»
Поэтому в сухом остатке книга вызывает двоякое ощущение: эффект присутствия есть, но эффект неожиданности - утерян. Часто автор даже не пытается скрыть швы своих размышлений - он выталкивает персонажей со сцены и начинает говорить за них. И там уж получают все: от военных и защитников природы, до ай-подов и любителей котов.

Но - как бы ни пытались мы критиковать приемы и шероховатости, - книга, несомненно, стоит чтения. Если отсечь все лишнее: попытки создать «великий американский роман», поразмышлять о «кризисе либерального мышления», то на выходе мы имеем прекрасную историю - с пересечением множества судеб, крушением иллюзий, трагедиями, фарсами - и искренней концовкой. Насчет концовки стоит сказать отдельно: по-донкихотски пронзительная история о Уолтере Берглунде, ведущем войну с соседским котом, - это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, почему Джонатан Франзен - великий писатель.

рецензия

Previous post Next post
Up