Мой прадед Матвей Степанович Втюрин служил на этом корабле - это было в конце XIX века.
Оригинал взят у
photozone_t в
Броненосный фрегат "Князь Пожарский""Князь Пожарский" (до 4 июля 1866 г. - "Пожарский") - Заложен 18 ноября 1864 года на верфи «Галерный остров» в Санкт-Петербурге английским подрядчиком К. Митчеллом под наблюдением корабельного инженера штабс-капитана А. Ф. Соболева.
Спущен на воду 31 августа 1867 года. Вступил в строй в 1869 году.
Вступив в строй в 1869 г., броненосный фрегат "Князь Пожарский", являвшийся по сути дела опытным кораблем, продолжал переделываться. Так, в 1871 г. в соответствии с замечаниями начальника броненосной эскадры адмирала Г. И. Бутакова на фрегате взамен уже отсутствовавшей боевой рубки установили над средним мостиком для защиты от ружейного огня в ближнем бою броневое прикрытие толщиной 50,8 мм. Неудивительно, что после стольких переделок насыщенный новшествами, но перегруженный корабль "не обнаружил хороших морских качеств". В 1872 г. его передали в распоряжение адмирала А. А. Попова - общепризнанного авторитета в начавшемся тогда в России создании броненосных крейсеров. Действительно, выполненные по его указаниям переделки, изменения в дифферентовке и рангоуте сделали фрегат "хорошим морским боевым судном", пригодным для действий в океане. "Князь Пожарский" стал первым русским броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтики, когда летом 1873 г. совершил плавание в Средиземное море с заходом в Англию. На пути из Мальты в Пирей фрегат успешно выдержал жестокий шторм.
После возвращения в Россию осенью 1875 г. "Князь Пожарский" подвергся новым переделкам, еще более приблизившим его к типу океанского крейсера: корпус покрыли однорядной (на сквозных болтах) деревянной обшивкой и цинковыми листами, вместо старых шести котлов установили восемь новых и вместо одной трубы две - постоянную и подъемную, перебрали и основательно переделали машину. В результате на испытаниях осенью 1877 г. корабль при осадке 6,26 м достиг 11,9, а при осадке 6,36 м - 11,7 уз, превысив на целый узел скорость, показанную пять лет назад. Давление пара в котлах составляло 1,54 ат, мощность - 2214 л. с. Емкость угольных ям составляла лишь 365 т, такого запаса даже при соблюдении спецификационного расхода топлива (2,95 т/ч) хватало лишь на 123 ч полного хода. В дополнение к восьми 203-мм, стольким же 152-мм и 87-мм, а также нескольким 16 и 44-мм скорострельным орудиям корабль вооружили приспособлениями для использования шестовых, откидных и буксируемых мин. Площадь парусов составляла около 2200 кв.м, высота грот-мачты от палубы до топа 16,5 м, масса рангоута 135 т, четырех адмиралтейских якорей 16,8 т, а 500 саженей их цепей калибром 54 мм - около 56 т. Экипаж достигал почти 500 человек (24 офицера и более 470 матросов).
В мае 1878 г. "Князь Пожарский" вновь отправился в Средиземное море для продолжения службы в роли станционера (корабль, находящийся "на станции" - на стоянке в иностранном порту обычно в распоряжении дипломатического представительства) при посольстве в Пирее, откуда совершал походы в порты Греции, Италии, Франции. В апреле 1880 г. фрегат ушел на Дальний Восток. Предполагалось оставить корабль в составе Сибирской флотилии, но в сентябре 1881 г. он покинул Владивосток и вернулся в Пирей, а спустя год "Князь Пожарский" бросил якорь на Кронштадтском рейде, совершив чуть ли не самое длительное в русском флоте, более чем четырехлетнее заграничное плавание. За 51 месяц фрегат прошел 40 900 миль, из них 8163 - под парусами; под парами проведено 188 дней, машины находились в действии 5213 ч, общий расход угля составил 16 300 т, Продолжительное океанское плавание явилось серьезной проверкой надежности и эффективности корабельных систем и механизмов, всей боевой техники. Стала очевидной необходимость перехода от ручных штурвалов к механическим рулевым приводам - на переходе в 1880 г. в Аравийском море у о. Сокотра корабль с трудом удерживался во время шторма на курсе усилиями шести рулевых. Подтвердилась необходимость совершенствования боевого электрического освещения (прожекторов).
Неудобства тогдашнего способа постановки корабельных мин заграждения с использованием плотов и стрел уже в то время пробудили изобретательскую мысль мо-лодого минного офицера фрегата мичмана В. А. Степанова (впоследствии автор проекта первого в мире надводного минного заградителя). Износившаяся цинковая обшивка корпуса была заменена при доковании в Нагасаки, однако продолжавшееся обрастание во время длительного плавания в южных широтах и выход из строя одного из котлов вместе с перегрузкой явились причиной снижения полной скорости до 9,76 уз.
После проведения ряда работ по усовершенствованию устройств и механизмов "Князь Пожарский" стал флагманским кораблем практической эскадры Балтийского моря. В 1885 г. его командиром был назначен капитан 1 ранга С. О. Макаров, с именем которого связано использование на этом фрегате ряда важных технических новшеств. Еще в 70-е годы XIX в. в соответствии с разрабатывавшимися Макаровым (тогда еще мичманом) основными принципами обеспечения непотопляемости на корабле был установлен первый образец водоотливной системы с магистральной трубой, а в 1885 г. по указанию Степана Осиповича изготовлен пластырь для заделки больших таранных пробоин. Макаров успешно испытал на своем корабле разработанное им приспособление для стрельбы в штормовых условиях с закрытыми орудийными портами из относительно низко расположенной центральной батареи. В 1887 г. на фрегате заменили котлы. К 1890 г. из старой артиллерии на его вооружении остались лишь две 203-мм, две 152-мм и четыре 87-мм пушки. Взамен снятых появились два более скорострельных 64-мм орудия системы Барановского (они же десантные с колесными лафетами), две 47-мм и пять 37-мм пятиствольных револьверных пушки Гочкисса, одна 37-мм для установки на марсах, а затем два надводных торпедных аппарата. Из крупных орудий на корабле к 1904 г. осталось лишь одно давно устаревшее 152-мм на деревянном станке.
По классификации 1892 г. "Князь Пожарский", плававший в отряде морского кадетского корпуса, относился к крейсерам 1 ранга, однако он уже не имел серьезного боевого значения; не осуществились и проекты его капитального обновления. В период бурного развития техники ему оставалась роль учебного корабля, в класс которых он официально перешел в 1906 г. Три года спустя вместе с монитором "Смерч" крейсер становится блокшивом, а в 1911 г. исключается из списков флота.
Так же посмотрите:
Сталинград. Февраль - март 1943 года. Покорители Америки Детский труд в шахтах