Идея ввести в каждом городке свои собственные деньги - из тех, что кажутся нелепыми даже многим приверженцам регионализма. А противники - так вообще с нетерпением ждут от регионалистов подобных проектов, чтобы весело поглумиться над доктриной в целом и показать ее нежизнеспособность. Непонимание идеи локальных городских денег доходит до того, что эксперименты такого рода, начавшиеся в США еще в благополучное докризисное время, в российских СМИ иногда подаются как признак начинающегося развала Америки, вызванного кризисом.
Единственную толковую статью на эту тему (причем переводную) удалось найти в приложении к газете «Ведомости»: «Валюта доверия». В чем суть идеи, если осводобить ее от локальных нюансов:
1) Муниципалитет выпускает собственные «банкноты», на которые всякий желающий добровольно может обменять официальную федеральную валюту по твердому курсу 1:1. Про желанию гражданина, в этих деньгах ему может выплачиваться часть зарплаты. Обмен так же свободно производится и в обратную сторону.
2) Локальные производители и продавцы товаров и услуг в таком же добровольном порядке соглашаются принимать эти деньги. Как правило, цена на местные товары в местных деньгах устанавливается на 5-10% ниже, чем в федеральных деньгах. (При этом, естественно, федеральные деньги продолжают принимаются во всех торговых точках как законное средство платежа)
Другой вариант: скидка не производится, но обменный курс устанавливается 1:1,05 (эффект для населения тот же)
Выгоду получают все:
1) Жители получают скидку на местные товары, а также гордое сознание того, что, выбирая местные продукты, они таким образом вносят вклад в борьбу с глобальным потеплением (экономится топливо на перевозку, меньше выделяется CO2). Эта идея особенно популярна в Англии, которая больше всех пострадает от последствий глобального потепления.
2) Местный бизнес получает важное конкурентное преимущество перед лицом глобального рынка. Деньги сохраняются в местной экономике. Местные товары за местную валюту покупаются населением не только по причине скидки, но и из «городского патриотизма» и солидарности (люди понимают, что это рабочие места их знакомых и земляков).
3) Городской бюджет получает выгоду как от роста местного бизнеса, так и непосредственно, располагая освободившимися федеральными дензнаками. Вырученная сумма может быть значительной. Так, в сельском округе Беркшир в Массачусетсе это дало городскому бюджету $2 млн. Даже если муниципалитет перестрахуется и побоится тратить эти деньги (вдруг люди разочаруются в эксперименте), их можно просто положить в банк и получать проценты.
4) Возрастает местный патриотизм, привязанность жителей к своему городу. Люди начинают относиться к нему как к дому, а не как к «городским джунглям», стараются всячески его обустроить и еще больше усилить его индивидуальность. Это увеличивает привлекательность города как места инвестиций, создает в нем комфортную атмосферу, притягивающую состоятельных переселенцев из других мест (из мегаполисов, столицы). Все это, в свою очередь, благотворно сказывается на экономике и местном бюджете, на благосостоянии жителей.
Здесь возникает важный вопрос. Что будет с экономикой страны и национальной валютой, если такого рода практика перестанет быть исключением и распространится хотя бы на половину городов? Вероятно, многое зависит от того, как именно регионы будут распоряжаться освободившимися федеральными дензнаками. Если деньги пойдут на развитие реального сектора экономики - это один вариант. Если будут «распилены» и украдены городскими чиновниками - другой вариант.
Учитывая «российскую специфику», варианты могут быть самыми разными. Например:
1) Увеличение штата мэрии.
2) Социальные выплаты (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным, молодым семьям).
3) Покупка недвижимости на Лазурном берегу под благовидным предлогом устроить санаторий для детей из малообеспеченных семей.
4) Спекуляции на валютном рынке.
5) Инвестиции в жилищное строительство.
6) Реконструкция местного градообразующего предприятия.
7) Покупка нового оборудования для местной больницы.
8) Ремонт школ.
9) Строительство нового детского сада.
10) Проведение помпезного городского праздника или фестиваля.
11) Реклама локального туристического бренда в других регионах России и за рубежом.
12) Товарообмен с другими регионами.
13) Развитие местного телевещания.
И т.д. и т.п.
Для России подобный эксперимент будет важен еще по одной причине: он резко увеличит интерес и внимание граждан к местному самоуправлению, повысит их гражданскую активность на местном и региональном уровне. Кроме того, это даст хоть какой-то реальный финансовый инструмент российским муниципалитетам, которые сегодня ограблены и бесправны.
( Примечание. Картинка позаимствована из
Музея виртуальной нумизматики )