«Ку!», или Как с моим стихом выиграл авто другой человек,...

Jul 29, 2013 11:11


... а я попыталась восстановить справедливость. :-) (Осторожно - многабукаф!)


Вместо эпиграфа 1: Я, конечно, не Пушкин, но написанием стихов за гонорары тоже не гнушаюсь.

Вместо эпиграфа 2: Обманывать нехорошо.

Вместо эпиграфа 3: «Я мзду не беру - мне за державу обидно».

Вместо эпиграфа 4: «Я сделал, что мог. Кто может, пусть сделает лучше».
«Мы месяц по галактике «Маму» попоём - и планета у нас в кармане»

Начну издалека. Один из способов подзаработать, выбранный мною для поддержания штанов энное количество лет назад и используемый время от времени, - рифмоплетство за деньги. Началось всё еще в студенчестве, когда я писала рифмованные тексты для рекламных роликов на одной из радиостанций. Затем был опыт работы на один детско-юношеский центр, для которого за символический оклад я кропала стишки ко всевозможным увеселительным мероприятиям. А несколько лет назад я решили заявить о себе большему кругу потенциальных клиентов, зарегистрировавшись на сайте free-lance.ru. За всё это время у меня появилось несколько постоянных заказчиков, которые ко мне обращались и - некоторые - обращаются до сих пор с просьбой написать стихотворный текст в том или ином жанре к какому-нибудь событию.

Профессиональное рифмоплетство приносило мне материальную выгоду и через другой канал - участие в конкурсах. К примеру, однажды в одном из таких соревновательном мероприятий, приуроченных ко Дню города, за лучшее, по мнению жюри, стихотворение о Челябинске я получила довольно «внушительную» золотую цепочку. :) А года три назад во всероссийском конкурсе, организованном одним сетевым проектом, мне посчастливилось выиграть 10 тыс. руб.

В основном, правда, я принимала участие в мероприятиях, проводимых литературными организациями. В этих случаях на суд жюри выносились не специально написанные к конкурсу тексты, а стихотворения, созданные ранее и не с целью извлечь материальную выгоду. В случае побед в этих «стихотворных войнах» я получала дипломы с грамотами, книги с картинами в рамках или, однажды, приглашение в эфир «Восточного экспресса». :) То есть преимущественно писала я не ради денег, а дабы самоопределиться и, по оценке моего творчества мэтрами, понять, стоит ли мне и дальше заниматься этим видом… тунеядства. Конечно, субъективность "оценщиков" никто не отменял. Но, во-первых, у поэзии есть свои законы, которыми профессионалы руководствуются при отборе лучших произведений, а во-вторых, в разных конкурсах и жюри разное, а значит, в случае активного участия в подобных соревновательных мероприятиях ты можешь сложить более-менее объективное представление о себе как о человеке, который имеет или не имеет право коптить небо своей стихотворной энергетикой.

Я для того предварила историю, которую вы прочтете ниже, такой прелюдией, чтобы оградить себя от упреков типа «а нечего продавать свои стихи». Во-первых, я не ставлю знака равенства между рифмоплетством, которое, если оно качественное и кому-то нужно, почему бы и не продать (читайте «вместо эпиграфа 1»), и стихосложением по зову души, которое не продается (впрочем, оно и не покупается :)).

«Пацак пацака не обманывает, родной»

Ни в случае с рифмоплетством за гонорары, ни когда я посылала свои стихи на конкурсы в надежде победить, ни при стихотворчестве «в стол» - никогда и никто не отнимал у меня моего авторского права. То есть за все это время я ни разу не сталкивалась с приписыванием авторства в моих стихах другому человеку. И вот -  столкнулась.

14 апреля этого года на free-lance.ru ко мне обратилась некто Ирина Сельцова. Сказав, что она работает в агентстве, которое занимается рекламной кампанией мультфильма «Ку! Кин-дза-дза», Ирина попросила меня сочинить стихотворение об этом мультике. Выполнив требования заказчицы («в стихотворении должно звучать название киносети, где он идет …, имена героев…», «креативно, с юмором…» и пр.), я в итоге сделала аллюзию на вступление к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». В ответ на отправленный Ирине 17 апреля текст я получила: в Сообщениях -  «Полина, это очень здорово! столько смысла! мне очень нравится! вы молодец! …», а на веб-кошелек - деньги за проделанную работу. После этого я попросила заказчицу об одном маленьком одолжении: «Если вам не сложно, когда текст будет где-то опубликован, скиньте либо ссылку, либо картинку с текстом в джипеге» . Ответа на эту просьбу я, правда, не получила, но не стала тогда париться на этот счет - ведь заказчица не была обязана, а мне было не очень принципиально, хотя, признаюсь, любопытно и к тому же это могло пригодиться мне для продвижения на «Фри-лансе». В течение примерно месяца я еще позабивала в поисковики строчки из своего стихотворения, а потом и забыла про это. Текст, поскольку его можно было считать состоявшимся продуктом, я 27 апреля  опубликовала у себя в портфолио.

«… верни лучше ложку, которую ты у нищих артистов украл!»


Но вот на днях, я совершенно случайно обнаружила на фейсбуковской страничке компании-прокатичика мультфильма - «Формула кино» - размещенный 28 мая пост, в котором был опубликован мой стих, но в авторах указан другой человек - некто Ирина Машинская. Конечно же, это был удар по моему самолюбию, и я решительно вознамерилась восстановить справедливость (читайте «вместо эпиграфа 2»). Несмотря на то, что мой стих был признан лучшим по итогам конкурса, который проводился с 11 по 24 апреля и победитель которого получил автомобиль, я не собиралась претендовать на главный приз.  Поскольку у меня в любом случае не было шансов получить за свое стихотворение авто (я физически бы не смогла выполнить одно из двух главных условий конкурса - посмотреть этот мультфильм в «Кронверк Синема» или в «Формуле Кино», т.к. в Челябинске этих сетей попросту нет), я решила просто восстановить статус кво - попытаться вернуть себе украденное у меня право считаться автором своих текстов. Ни о каких отступных, как предложили мне некоторые коллеги, и о молчании за деньги я ни с кем договариваться не собиралась (читайте «вместо эпиграфа 3»).

Сначала нужно было разобраться с Ириной Сельцовой (возможно, она же и Ирина Машинская), не сказавшей мне сразу, что стих ей нужен для конкурса (в этом случае я бы, конечно, отказалась от сотрудничества, потому что любой конкурс предполагает предоставление участниками не чужих, а своих работ). Я решила удостовериться, действительно ли Ирина, купив у меня текст для одной цели, а потом использовав для другой, нарушила мои авторские права. Для этого я обратилась к юристам и они дали мне понять, что налицо явное нарушение как имущественных, так и неимущественных прав автора (т.е. моих). Меня заверили в том, что авторские права при оплате заказа не отчуждаются и что я продала Ирине лишь право на коммерческое использование моего текста.

Словом, как выяснилось, Ирина Машинская не может считаться победителем, т.к. она не выполнила одно из главных условий этой акции. В Положении о проведении конкурса «Машину за билет!» в части 2 пункте 2.5 четко прописано: Участнику Конкурса необходимо придумать стихотворение о мультфильме «Ку! Кин-дза-дза»...». То есть конкурсант сам должен был сочинить стих, а не покупать его у кого бы то ни было. А значит, итоги этой борьбы за авто можно считать недействительными. И тут во мне взыграла моя гражданская позиция или, если хотите, в очередной раз оголилось обостренное чувство справедливости, и я решила добиться отмены фиктивных итогов конкурса (ну не люблю я, когда народ дурят! - еще раз читайте «вместо эпиграфа 2»).

«Женщину вынули, автомат засунули», или «Как мог один человек перед смертью столько надышать?!»

По ходу выяснения всех обстоятельств мне все больше хотелось задать себе вопрос: «А был ли конкурс?». То есть формально это мероприятие, конечно, было проведено - и положение опубликовано, и везде, где только можно, сам конкурс пропиарен. Но меня стали терзать смутные сомнения в изначальной честности этой акции: я начала подозревать, что либо счастливый обладатель FAWV5 был предопределен (возможно, это кто-то из «своих»), либо никакого авто никто и вовсе не получал. И подозрения эти возникли не на пустом месте.

Прежде чем выносить историю с плагиатом в соцсети, я попыталась связаться с заказчицей стихотворения Ириной Сельцовой и компанией-кинопрокатчиком «Формула кино», на фейсбуковской странице которой и был размещен мой стих, предваренный словами «наконец-то мы определились с победителем». Заказчице я написала сообщение на «Фри-лансе», а  кинопрокатчику (раз это они определились) - письмо на единственную указанную на официальном сайте «Формулы кино» электронку, попросив обе стороны прокомментировать ситуацию. Однако вместо того чтобы ответить мне, они удалили на Фейсбуке страничку, на которой называется победитель, написавший «лучшее стихотворение» о мультфильме (благо, гугл закэшировал, да и я, подстраховавшись, сделала скрин) и аккаунт Ирины Машинской (это гугловский кэш). Удалена страничка последней и на сайте Вконтакте.

После этого я обратилась в ООО «КВИНГРУП», официально выступившее в роли организатора конкурса, отправив письмо на размещенный в контактах на сайте компании e-mail. В своем обращении я потребовала публично назвать настоящего автора стихотворения (если «лжестраничка» удалена, это еще не значит, что мои заказчики на фрилансе, увидев у меня в портфолио этот стих, не захотят уже меня обвинить в плагиате - конкурс-то все-таки был более-менее громкий и гугловский кэш сохранился) и признать итоги этой акции недействительными (по-другому, собственно,  поступить организатор и не смог бы после публичного признания моего авторства). На главный приз, повторюсь, я не претендовала, о чем тоже написала в своем письме (еще раз прочитайте «вместо эпиграфа 2»). Не последовало никакой реакции и в этом случае.

Вышеназванные действия людей, имеющих отношение к этому конкурсу (удаление страничек, отмалчивание), стали для меня «косвенными уликами» в пользу «липовости» этого соревновательного мероприятия. Ведь в противном случае, если не заказчица стихотворения (ну что бы она мне сказала!), то представитель компании-организатора мог связаться со мной и по-человечески извиниться: дескать, да, не проверили стих конкурсанта на предмет плагиата, приносим свои извинения, впредь будем более внимательными. Это как минимум. Но ни просить у меня прощения, ни публично признавать мое авторство, ни опровергать итоги конкурса никто не стал, решив смыть следы удалением страничек. Кстати, фейсбуковский аккаунт Ирины Машинской был стерт с «фейса» «бука» до прочтения заказчицей Ириной Сельцовой моего к ней письма (в личке на «Фри-лансе» показывается, было ли сообщение прочитано или нет). Поскольку мой стих мог быть передан Ирине Машинской только Ириной Сельцовой (если, повторюсь, это не один и тот же человек), я предположила, что заказчица (и, возможно, она же лжепобедитель) и  «Формула кино» - заодно, и, прочитав мое письмо, представители компании-кинопрокатчика оперативно инициировали все эти удаления.

К слову, об удалениях. У лжепобедительницы есть тезка-поэт, но ни судя по фото здесь и видеоролику здесь (на всякий случай сделаны скрины и того, и другого), ни по автобиографиям двух Машинских (в открытом доступе - у одной и на закэшированной страничке в Фейсбуке - у другой) американская поэтесса с московским прошлым не имеет никакого отношения к «кю!-рифмоплету». Это к слову о том, что другой публичной Ирины Машинской, сочиняющей стихи, я в Сети не нашла; если она до недавних пор там и находилась, то сейчас даже виртуально не существует.

Категоричность удалений страничек лжепобедительницы Ирины Машинской в соцсетях (ведь можно же было убрать лишь информацию о лжепобеде, а не целые аккаунты) говорит, на мой взгляд, о том, что: а) либо человека с такими именем и фамилией, «победившего» в конкурсе «Машину за билет!», вообще не существует, это выдуманный специально для ку!-мероприятия персонаж, которого по завершении конкурса представили публике, б) либо, если Ирина Машинская, «победившая» в том конкурсе, все-таки реальный человек, она решила пожертвовать своей публичностью ради того, чтобы проверяющим органам было сложно найти ее и привлечь к ответственности за нарушение авторских прав.

Всё это, конечно, только мои подозрения, но основаны они на фактах, говорящих, пусть лишь косвенно, но все же в пользу моих предположений. И пусть мне не удалось добиться выполнения моих требований от организаторов спорного конкурса, я по крайней мере сделала всё, от меня зависящее, а дальше, если кому-то надо (может, к примеру, ФАС эта история будет небезынтересна), пусть копают глубже и делают соответствующие выводы. И вообще - читайте «вместо эпиграфа 4».

Вместо вывода
  1. Господа, продавая плоды своего интеллектуального труда, будьте бдительны.
  2. Участвуйте лишь в тех конкурсах, за победу в которых предлагаются реальные призы (ну, хотя бы золотые цепочки :)), а любой бесплатный сыр подвергайте сомнению. Лично я бы вам очень не советовала ввязываться в борьбу за главный приз там, где есть большой риск предопределенности результатов.

P.S. Все подзаголовки являются цитатами из фильма Георгий Данелия «Кин-дза-дза», а все совпадения - случайны. ;)
Спасибо за проявленный интерес и терпение!

upd: Тема получила огласку в СМИ - «Пацак пацака не обманывает». Произведение челябинской поэтессы в конкурсе стихов к мультфильму «Ку! Кин-дза-дза» принесло автомобиль другому автору.

upd 2: Мне таки ответили на мои письма представители "Формулы кино" и организаторы конкурса (решение о том, когда публиковать эти ответы у себя, - до того, как мои требования будут удовлетворены, или после, - я приму позже).

upd 3: Страница Ирины Машинской на сайте Вконтакте, которая сначала была удалена, снова появилась - http://vk.com/id56752177 .

преступленьище и наказаньице, стиши

Previous post Next post
Up