Четырнадцать лет подряд я с надеждой и трепетом ждала первого сентября. И с удовольствием, хоть и со страхом, шла «снова в школу», а потом в «универ». А теперь - теперь я лишена этого счастья! Пятый курс начинает учиться только 13-го сентября! И только три раза в неделю, с пн по ср.
В знак протеста уже неделю ношу только черное.
Мои детские и подростковые фотографии существуют только в бумажном виде! Подумать только! И нет, я не потеряла цифровой носитель. Его и не было. Для людей, родившихся после 2000-х, это уже дико и непонятно.
Всего только три с половиной месяца осталось сидеть за партами и на жестких скамейках 201-ой аудитории. Совсем немного осталось гулять по гулким коридорам со сводчатыми потолками, любоваться видом Кремля из окон третьего этажа и видом на главную лестницу с балюстрад.
Задержать дыхание у входа на факультет, пройти через липовый металлоискатель, кивнуть охраннику, взглянуть на часы (вечное место встречи), на телевизоры с «BBC» и «CNN», завернуть в туалет, посмотреть на первокурсниц, считающих, что внешность решает все. Отовсюду обдают ледяные оценивающие взгляды, но теперь это кажется просто смешным. Я влюблена в факультет, я люблю его нежно и страстно, и это взаимно. Эти стены мне родные, эти крючки в туалетах и розетки в кабинетах - это не данность, товарищи первокурсники! Это все пришло с нами, это все устанавливалось на наших глазах. Не говоря уже об относительно свежем воздухе, ведь запрет на курение - это тоже при нас! И пары стали по полтора часа. И смена декана. Целая эпоха, хочется верить…
Вот люди в Startravel, опять кто-то куда-то улетает. Проходишь мимо кафешек, осматриваешь ассортимент, тихо облизываешься при виде пирожных и шоколадок. Главная лестница. По ней хочется идти гордо, с улыбкой, с королевской осанкой. Вот второй этаж. Сверяешься с расписанием, а нет ли новых объявлений, отмен? Желание всегда быть в курсе… Входишь на лекцию бодро, если преподавателя еще нет, или пробираешься смирно-незаметно, если профессор уже пришел.
С интересом наблюдаешь, что делается в аудитории, кто чем занимается. Порой и сам достаешь вечную книжку из сумки… Потому что до «колка» опять два дня и пятьсот непрочитанных страниц.
Первые две недели - обмен летними впечатлениями, широкие глаза, разинутые рты, почти натуральная заинтересованность. И вечные разговоры на лекциях. Потом все надоедает, и хочется снова отдыхать.
Сессия, как всегда, подкрадывается незаметно. Помню, как на первом курсе за неделю до зачетной выяснилось, что нужно сдавать с десяток письменных работ. Пришло понимание, что никто ничего за тебя тут делать не будет. И тогда - вечерами в читальном зале, с истертыми томами книг середины прошлого века. Чувствовалось, что я не в первой тысяче студентов, которые пытались мнение автора изложить своими словами. Именно поэтому молодые преподаватели значительно лояльнее: они еще не читали одни и те же фразы в рефератах десять тысяч раз…
И снова только 30% списков по руслиту и зарлиту прочитано, и снова триста страниц еще не законспектировано, то по русжурну, то по философии. Какое было время, господа! Паника, паника, одна и та же фраза родителям: «Нет, ну эту сессию мне никак на пятерки не сдать»… И знаете, брала себя в руки и часов по десять в день сидела и читала, и учила, и структурировала. А потом выяснялось, что все проще, чем думала. А потом брат опять говорит: «Млин, ну сколько можно пятерок? Ничего интересного»… Была одна пересдача (кажется, испытала новый способ: спать только четыре часа перед экзаменом), зато теперь я в Истории мировых религий просто профи. Была одна досдача, потому что в электричке было шумно, и не удалось запомнить, о чем же были стихи Фета и Тютчева. Зато я теперь точно знаю, о чем. И была одна страшно несправедливая четверка за спецпредмет, но теперь я, по крайней мере, не круглая отличница (звучит как «круглая дура», почему-то).
А потом появился ноутбук, и жить оказалось проще. Сюда книги закачиваешь, сюда конспекты записываешь, с ним, родненьким, сидишь в читальном зале, и уже не надо часами перепечатывать с листочков в компьютер.
И, наконец - о счастье!!! На факультет появился беспроводной интернет!!! Он был слаб, как нелюбимый ребенок, но от этого его еще больше хотелось жалеть и лелеять. Целый семестр не верилось, что это счастье нас-таки постигло. Старшее поколение мудрых преподавателей начало догадываться, что же такое интересное мы делаем за ноутбуками… А все банально: теперь на лекциях мы успевали не только читать классику, но и работать.
Скопленные для «альбома выпускника» телефонные фотки и видюшки удалились с компьютера вместе с диском D в прошлом семестре. Обидно, да… Много было там компромата. И школьные мои фотографии пять лет назад отдала для общего альбома, а их посеяли. Так и нет у меня всех лучших школьных фоток. Обидно, да…
Первое сентября! Где ты, привычное первое сентября?