За последние два дня информационное поле относительно Минского процесса резко активизировалось. Этому способствовали следующие факторы:
1. Интервью Владимира Путина, в котором он довольно много внимания уделил Минскому процессу и заявил, что именно Украина должна исполнить свои обязательства. При этом, президент РФ не стал говорить о каких-то дополнительных условиях, согласованиях с Л/ДНР и прочих нюансах, которые упоминал ранее.
2. Неожиданный для многих визит Бориса Грызлова в Киев. Состоялась официальная встреча с Кучмой (видимо прикрытие) и неофициальная (информация, однако, сразу же попала в сеть) с Петром Порошенко. Причем, по информации инсайдерских источников, беседа была очень серьезная и едва ли не самая конкретная за последнее время. Исходя из того, что попало в открытый доступ, можно сделать вывод, что Порошенко попытается продвинуться в реализации ключевых пунктов Минска-2.
3. Через умеренных украинских спикеров (эксперт в области международных отношений Чалый) в СМИ Украины был сделан вброс о том, что Киев занимает не столь уж и безупречную позицию. Недвусмысленно было объяснено, что альтернатив всего две: или Украина выполняет ту часть Комплекса мер, которую должна выполнить (конституционные изменения, амнистия, закон о выборах), либо в феврале нужно ожидать возобновления войны. И вина за это будет лежать на Украине.
4. Партия войны через своего спикера Романа Бессмертного (участник Трехсторонней контактной группы) тут же активизировала свою деятельность. Ранее он говорил о «Минскее-3» (что тут же было раскритиковано экспертами с разных сторон). 13 января он сделал еще одно заявление: визит Грызлова в Киев - это неправильно. Минск-2 вялотекущий, нужно переходить к Минску-3. Позиция Украины неизменна, в ее основе лежат все те же пункты: Л/ДНР вывести все войска и разоружиться, принять имеющийся закон о выборах, допустить украинские партии, СМИ и ЦИК. То есть, неприемлемые (на данный момент) для республик. Имеет ли право Бессмертный озвучивать подобные заявления? По статусу - нет. Но в Украине продолжатся вольница, а потому и появляются подобные заявления, которые делаются, фактически, от лица целых политических групп, контролирующих какой-то сегмент власти.
5. Достаточно мягко начинают прокачивать ситуацию в СМИ лидеры радикально настроенных групп. Ляшко, «Самопомощь», всевозможные ультранационалисты пока остро критикуют частности (типа визита Грызлова), но не затрагивают глобальных договоренностей. Очевидно, готовятся к большим торгам.
Теперь о перспективах. Разумеется, основная проблема Минского процесса - в неуправляемости процессами в Киеве. Мало того, что во власти разброд и шатания (множество групп и интересов), так еще и внешнее управление со стороны США и ЕС может сыграть злую шутку.
И все же, Порошенко, видимо, постарается переломить ситуацию в парламенте. У него просто не остается времени. Он в цейтноте. Однако, пока еще не в цугцванге.
Украина приняла самый страшный бюджет за годы своего существования. Это означает, что уже весной, максимум летом недовольство станет массовым и слабо управляемым. В тоже время, у Киева почти не осталось «козырей», которыми можно успокоить народ. Скажу больше, вариантов всего два:
1. Возобновление боевых действий на Донбассе и усиление воинственной риторики. Народ это успокоит, но это будет очень краткосрочный эффект. Победы на Донбассе не будет, а ответная реакция со стороны России (теперь это уже будет полноценное принуждение к миру, в стиле Грузинской войны) поставит вообще Украину на грань выживания.
2. Как ни странно это прозвучит, но возвращение Донбасса в соответствии с Минскими договоренностями. Тогда именно на восстановление Донбасса после войны можно списать все основные беды украинской экономики. Под лозунгом: «Мы не можем бросить наших соотечественников и обязаны победить нищету и разруху».
На самом деле, в восстановление Донбасса будут вливаться зарубежные донорские деньги, но украинскому обывателю все те же СМИ будут рассказывать о том, как Украина отрывает от себя последнее, чтобы отдать «братскому Донбассу» (который сам же и разрушала последние 2 года). Будет достигнута двойная цель: во-первых, на Донбасс можно списать все экономические провалы, во-вторых, удастся не допустить перелома в сознании украинцев, когда истинная информация о нашей войне достигнет широких масс. То есть, Донбасс из условно «внешнего» врага превратится во «внутреннего недоброжелателя».
Выводы. Нас ждет «жаркая» зима. Ориентировочно в феврале состоится встреча Нормандской четверки. На эту встречу Порошенко должен ехать с уже оформившимся решением. Или будет 7 волна мобилизация (о которой также много пишут украинские СМИ), или некое консенсусное решение украинских элит идти по мирному пути.
Мяч, однозначно, на поле Киева. А Россия на фоне продолжающихся санкций и падения цен на нефть, видимо, готова к «конструктивным решениям». Непризнанные республики, по определению, субъектами процесса не являются.