Для новосибирской неудачи «Единой России» уже подыскиваются объяснения. Они представлены руководству партии и, на первый взгляд, приняты благосклонно. Чтобы не нарушать общую победную тональность, результат в Новосибирске велено считать «успехом» и закрыть на него глаза. Однако в самом городе никто на этот счет не заблуждается. Успеха нет, есть провал. Третий по численности населения город страны проголосовал за оппозицию: 56,17 % голосов отданы за КПРФ, ЛДПР и СР. Область проголосовала не намного лучше для правящей партии.
Первые официальные объяснения сводятся к версии: всё просто и понятно, во всём виноват Сергей Миронов с его массированным «заходом» на Новосибирск. Миронов - это такое сукно, под которым участникам процесса с различных сторон кажется очень удобным спрятать историю использования ресурсов в прошедшей избирательной кампании, а может быть, и сами ресурсы.
А теперь как это было. Одномандатники ЕР отработали «на славу»: выиграли 30 депутатских мест из 38. Потратил немало времени и сил, объезжая область и агитируя за ЕдРо свеженазначенный новосибирский губернатор Василий Юрченко. Новый губернатор, до последнего времени технократ, а не политик, вряд ли превзошел по убедительности и красноречию своего предшественника Виктора Толоконского, ныне сибирского полпреда президента. Однако его усердие в стремлении поддержать партию, которая его выдвинула, отметили все.
Наибольшее количество претензий «снизу» - к официальному избирательному штабу «Единой России» (непосредственный руководитель - небезызвестный в Новосибирске персонаж, которого зовут Виктор Игнатов). Чем полезным для дела занималось это заведение, когда оставалось время от приема московских гостей, объяснить не может никто.
В позитивном плане избирательная кампания разбилась на отдельные усилия отдельных кандидатов, которые за свой счет решали свои проблемы и проблемы партии.
Штаб трудился над тем, что следил, чтобы кандидаты-одномандатники, призывая избирателей голосовать за себя, не забывали про партию. Была реализована программа присутствия в СМИ, но она породила массу вопросов относительно своей ангажированности и ущербности. Где-то имел место явный перебор «позитивной информации», доходивший до такой степени, что вызывал обратную реакцию, какие-то СМИ не задействовались вообще, чем не преминули воспользоваться коммунисты. Выбор медианосителей вызывал изумление. Ни для кого не секрет, что он определялся частными интересами руководства штаба, которое у всех на глазах слило бюджеты в лично-подконтрольные себе СМИ, то есть в собственный карман, не особо сообразуясь с тем, насколько их аудитории и тиражи соответствовали интересам решения предвыборных задач.
При невнятности позитивной программы действий и провале организации работы со СМИ штаб оказался неготовым к напору, с которым столкнулся со стороны «справедливороссовской команды». Итогом лихорадочной активизации избирательной кампании, прежде крайне экономной, стало заваливание области макулатурой, компрометирующей Миронова и «Справедливую Россию». Пример «убойной» аргументации против «СР» из образца выпущенной продукции:
«Мало кто помнит, но несколько лет назад в России была официально зарегистрирована политическая партия «ДРУГГ». Партия «добровольцев, распространяющих учение Григория Грабового». Первым пунктом в программе этой партии следовала… официальная отмена смерти. Потом Грабового, который якобы сотнями воскрешал умерших, осудили за мошенничество, и партия тихо опустилась в небытие. В это же время существовала и другая ныне хорошо забытая партия - «Жизнь». Ее лидера за мошенничество не осудили, поскольку лидером «Жизни» был спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Но и эта партия растворилась во времени и пространстве.»
Вот так. Чистая правда. Действительно ведь, ну как с этим поспоришь, «её лидера за мошенничество не осудили». Как и лидера «Единой России», кстати, никогда не судили ни за какое мошенничество. Такая вот исключительно «тонкая» агитационная работа.
Рассказывая о единороссовском макулатурном цунами на головы новосибирцев, интересно отметить, что на «послематчевой» пресс-конференции руководитель исполкома «ЕР» в Новосибирске Олег Иванинский ссылался на указание лидера партии поступать с точностью до наоборот, а именно, произвести впечатление на избирателя не словами, а делами. Дел от областного избирательного штаба никто не дождался (по этой части на свой страх и риск усердствовали одномандатники и губернатор), зато федеральное руководство партии ошеломило всех подходом к делу по большому. Вячеслав Володин, приехав в августе, объявил о выделении почти полутора миллиардов рублей государственных средств на ремонт дорог в Новосибирске. Типа, партия долго старалась за интересы новосибирцев, тужилась-тужилась, и, наконец, её прорвало: удалось выделить, т. е. пролоббировать у самой себя, агромадную кучу денег.
Как и следовало ожидать, столь навязчивый креатив не сработал. Запущенное состояние дорог в Новосибирске, действительно, поражало воображение и ходовую часть городского автотранспорта, в ремонте дорожная сеть нуждалась остро. Однако горожанам явно хватило ума сообразить: проблему взялись решать те, кто её и создал. На то она и правящая партия, чтобы быть в ответе и за настоящее, и за прошлое. Сначала несколько лет на дорогах, то есть на горожанах, экономили, а потом, дав людям вдоволь намучиться, нарисовались с распростертыми объятиями и словами «щас поможем вам за ваш счет, отдадим всё, что придержали прежде». Жители города такого презрения к своим умственным способностям не вынесли.
Тем более, что, как обычно, начавшееся с идиотизма очень быстро было доведено до идиотизма в квадрате. Чтобы освоить вваленные деньги, дорожники трудились и днём и, буквально, ночью, порой, не давая спать новосибирцам. Не хватало мощностей асфальтного производства, которое было вынуждено отгружать продукцию круглосуточно, а дорожники спешили её укладывать, причём ночной асфальт поплоше шёл не на городские магистрали, а на дворы домов, где спали люди. О качестве лихорадочно выполненных работ не хочется даже думать.
Не подлежит, впрочем, сомнению, что сам В. Володин о местных новосибирских проблемах не ведал ни сном, ни духом. Его хладнокровно подставили. Идиотизм «дорожного проекта» - исключительно изобретение местного единороссовского гения, какого-нибудь молодого и энергичного «знатока политтехнологий» из регионального штаба, который, как ушлый делец, наверняка не забыл перед тем, как подать дурацкую идею наверх, переговорить с теми, кто, если всё получится, займется освоением средств.
На этом дела, к которым звал партию В. Путин, закончились. Каких-либо централизованно инициированных «дел» и «акций» проведено не было. В общем и целом единороссовская областная избирательная кампания комично не соответствовала масштабу аккумулированных ресурсов. Беседы с кандидатами-списочниками, которые, в первую очередь, и являлись спонсорами, показывают, что понимания, куда ушли партийные деньги, нет ни у кого. Общая оценка суммы средств, собранных с кандидатов - порядка 400 млн. рублей (цена участия кандидата в списке - примерно 10 млн). Следы этой суммы в избирательной кампании не обнаруживаются, что вызывает резонные вопросы у многочисленных бизнесменов-списочников, многие из которых рискуют остаться за бортом заксобрания.
Интересно вот что. Вопросы подобного рода, хотя и в менее острой форме, задавались и по другим избирательным кампаниям единороссов, которые велись под контролем главного местного единороссовского политтехнолога Игнатова в предыдущие годы. Его способность увеличивать личное состояние на партийных выборных деньгах считается в городе притчей во языцех. Удивительно то, что ничего не меняется: каждые новые выборы у «единороссов» в Новосибирске готовит прежняя команда. Такое ощущение, что руководство областной организации «ЕР» это устраивает, пока результат более-менее соответствует требованиям сверху. То, что произошло в Новосибирске на этот раз, служит подтверждением общего правила: система «кормления», построенная на распиле-откате, с течением времени гниёт и теряет эффективность. Аппетиты растут, откровенность работы на себя переходит границы приличия, уверенность в безнаказанности и безоблачности перспектив снижается, заменяясь тревогой и напряжением, но так хочется напоследок ещё раз хапнуть, а потом хоть потоп! С такими настроениями интересы дела оказываются на десятом месте. Вот и в Новосибирске, высказывается мнение, пришло время, когда масштабы работы «на себя» вместо работы на партию существенно превзошли привычные ожидания, словно бы задача заключалась в создании запаса «на будущее», а там хоть трава не расти.
Конечно, способствовали данному печальному явлению и вояж Миронова, на которого можно списать низкие результаты, и смена губернатора Новосибирской области, создавшая в регионе вакуум власти. С целью же замести следы этот вакуум полезно ещё и усугубить. При скандально проваленных выборах в горячке разбора ситуации головы могут полететь непредсказуемо. Многое ещё зависит от того, кто и как будет докладывать о новосибирских делах в Москве. Если дополнить смену губернатора сменой главы законодательной власти области (традиционно «единоросса»), покачать кресло единоросса же мэра Новосибирска, формально, «допустившего» столь низкий результат правящей партии на территории города, то в мутной водичке чего-нибудь, глядишь, ещё поймать удастся. А самое главное, спроса в неразберихе никакого.
Это та типовая ситуация, когда чем хуже, тем лучше. Явная неудача компрометирует и ослабляет всю новосибирскую «вертикаль». Но на этом можно и выиграть. Идеальное время для нового распила власти, поэтому паника в новосибирских единороссовских кругах совмещается с активизацией делового интереса. Всё как в старых добрых 90-х.