Музыкальные итоги года уже перестали претендовать на какую бы то ни было объективность, но субъективность не перестает расти.
Впрочем, этот год выдался богатый на музыкальные релизы моих алексинских товарищей - так что про них я лучше отдельный пост сделаю, а то совсем будет что-то не то. Как водится, список внизу не ранжированный. Ну, пожалуй кроме первого места - оно и вправду первое.
Также стоит сказать, что в этом году эти итоги дались тяжело - когда пару недель назад я о них задумался, то, честно говоря, с трудом что-то припомнил из того, что подолгу слушал. Это, наверное, тоже важная ремарка в контексте.
Lake of Tears - Ominous
Я уже писал
подробный пост об этом альбоме, и тут лишь скажу, что он, как я и предполагал, так и остался для меня лучшим альбомом года. Слушателей ждет путешествие астронавта в темные глубины оказавшегося внутренним космоса, где он (и мы вместе с ним) встречаем двух хтонических чудовищ и остаемся с ними один на один (один на двоих, точнее). Очень эпичная и в то же время очень личная запись.
Alice Cooper - Detroit Stories
В последние пару лет я внезапно проникся Элисом Купером (даже назвал это четвертой стадией моей алисомании). И этот динозавр всё ещё умеет - нет, не шокировать, а приятно удивлять мастерством. А этот альбом еще и близок мне как такому же местечковому патриоту, ибо он представляет собой посвящение детройтской рок-сцене, из которой Купер вышел, но остался ей верен. И восприятию альбома при этом совершенно не мешает тот факт, что я об этой сцене не знаю ничего. На этом альбоме Элису Куперу удалось создать эту атмосферу местного обаяния - у меня это всё про другие места, понятное дело, но я смог считать это с музыки. Вот правда, создается ощущение какой-то камерности - это не приличествующий Куперу стадионный рок, это прямо-таки местный клуб. Я на некоторых песнях натурально ощущал себя в тульском "Винограде" образца 2007-2008 года в каком-то не слишком большом, но и не слишком маленьком клубе, в окружении друзей, знакомых и просто примелькавшихся. Да чёрт возьми, я почти что ощутил, что слушаю это, стоя у стены со стаканом пива, при том, что в пору погружения в рок-н-ролл алкоголь уже не употреблял! Если после этого Элис Купер и не гений, то мастер - уж точно! Отдельно отмечу, что это не альбом каверов, хотя они тоже присутствуют (но не только на детройтцев).
Cradle of Filth - Existence Is Futile
Решил я послушать этот альбом без особых ожиданий - так, думаю, на разок уши размять. Но нет! Грязный Данила со товв., если отойти от обязательной оппозиции труЪ-нетруЪ и от ложного отнесения CoF к блек-металу (и почти забыв, что знакомство с жанром началось именно с них), вообще-то умеют, могут и практикуют. На одном дыхании вся эта экстрим-металльная готня прошла, на сей раз с нотками старого доброго хеви-метала. Натурально, есть там запилы один-в-один NWOBHM (и в этом нет ничего удивительного, если вспомнить списки каверов в их дискографии). Хотя вру, не на одном дыхании - на энвайроменталистской" композиции дыхание-таки перехватило. Кстати, знали ли вы, что Дэни - весьма неплохой поэт, наследующий традиции? И да, в этом альбоме еще яснее слышно, что он на самом деле учит разумному, доброму и вечному, а не просто сгребает как можно больше слов-триггеров в сложные и многочастные конструкции.
Wolves in the Throne Room - Primordial Arcana
Самые-самые для меня каскадские блэкеры выпустили самый модный из своих альбомов - в смысле, крутой лейбл, продакшен, вот это всё, что должно было бы наглухо убить всю их самость и обаяние. Так вот - Николай, Иван, Харитон, Ульян, Яков. Пусть этот альбом и не переплюнул для меня "Еwo Hunters" 2006 года (но тут можно винить хорошо знакомый этологам импринтинг), но это снова очень цельная запись (для меня это важная характеристика альбома), растворяющая границы моего "Я" и, насколько возможно, залечивающий первородный грех человечества - а именно за этот неизменный эмоциональный эффект я и люблю "Волков в тронном зале". Здесь всё это просто сделано более качественно в плане записи, музыки и текстов. Вот он - тот блэк, который я бы сам изобрел, если бы мог (и если бы его не изобрели без меня). Волосы обращаются в грибницу (невольная аллюзия на стихи Терминатора и песни ВПР'а), кровь - во флоэмный сок, плоть - в руду, кости - в кварц, глаза - в золото.
ЧКИФ - Тьматематика
"Чертово колесо инженера Ферриса" уже не вызывает у меня такого восторга, как несколько лет назад, но тем не менее умением скрестить по-хорошему заводную музыку (сделанную при этом по до ужаса ожидаемым схемам - но да, все эти сверхстимулы работают) и построенные на хлёстких образах тексты. Собственно, тексты сейчас могут смотреться несколько анахроничными из-за рисуемого несколько невежливого взгляда на жизни - но они хороши. Это приглашение в определенный сорт тьмы (с честным описанием всего, что там ждет) сейчас не в моде, но мне они близки. Так что выключаем свет - танцуют все, и мальчики-тьматематики, и девочки без девиаций.
Радар - Очевидное и невероятное
Отставка из "Ленинграда" пошла духовой секции явно на пользу (в конце концов, они и туда пришли уже состоявшимися ска-панками) - даже в лучшие времена Шнуров, при всем уважении, кажется, не давал им развернуться в полную силу. Посему новообразованная группа "Радар" делает музыку, весьма далекую от ожидаемой - и "Ленинграду" не наследующей, что в этих обстоятельствах только плюс. Альбом "Очевидное и невероятное" интересен и мощными отсылками в к попу 80-х, и солидным набором приглашенных вокалистов (которые еще и тексты себе писали). Очередное "возрождение русского рока", тащемта (если оно вам еще не надоело). Отмечу, что с очень неожиданным текстом тут выступил Константин Кинчев - вроде ж и про себя спел, и в то же время в "Алисе" он себе такого не позволял очень давно.
Аквариум - Дань
Самая ожидаемая - и в то же время самая разочаровавшая запись. Но это исключительно моя вина - это ж я рисовал у себя в голове широкоохватную "Энциклопедию русского рока" в исполнении Борис Борисыча, а тот просто уже сделанные кавера свёл под одной обложкой. Каждый из каверов хорош, некоторые даже великолепны, но в целом никакой цельности (каламбур detected) в сборнике (не могу назвать альбомом) не прослеживается. Хотя переслушиваю с удовольствием, чего уж там.
Мельница - Манускрипт
Что тут сказать. Лет десять назад я осознал, что "Мельница" стала играть куда идеальнее и петь про более общечеловеческое - но при этом растеряла всё обаяние, так как в первых альбомах была даже не пресловутая андеграундная "настоящесть", а прямо-таки особый мiр, впоследствии выветрившийся и сменившийся на привычную нам обыденность. Но вот в этом году они сделали то, чего я от них совершенно не ждал - смогли взять лучшее и из своего раннего, и из своего более позднего. То есть тут все лучше и интереснее аранжировано, сыграно и записано - но при этом в музыке и текстах открывается особый мiр. Не тождественный, замечу, ни мiру первых альбомов, ни мира последующих. Монументальная работа.
Петля Пристрастия - Не тот человек
Минские пост-панки "Петля пристрастия" в последние годы успешно смогли претерпеть ароморфоз в понимании И.И. Шмальгаузена - то бишь расширить адаптивную зону, сумев потрафить и любителям пост-панк-возрождения, и ждунам ожидателям возрождения русского рока. И, в целом, в этом качестве успевшие подза..поднадоеть определенным однообразием (на минуточку - обязательным элементам что пост-панка, что русского рока). Но их новый альбом "Не тот человек" таки смог засесть в моих ушах на немалое время - то ли потому что давно не слушал, то ли потому, что и вправду они смогли что-то более интересное в плане музыки и текстов сделать. То ли потому, что они явно победили в номинации "Лучшая акарологическая песня года" с композицией "Природа дарит боль" со строчками "После нас в порядке вещей оставят новый вид клещей". Я думаю, они сами не знают, в какую бездну заглянули. Ну и припев "гедонисты не стареют" из песни "Гедонист" обязан стать девизом лаборатории систематики и гедонизма.
Константин Кинчев - Белый шум
Кинчев в этом году прославился не только и не столько музыкальными инфоповодами, однако ж еще и выпустил сольный альбом. Начинал я слушать его с настороженностью, как и все последние альбомы "Алисы" - и поначалу опасения подтверждались. Но к концу Константин Евгеньевич таки разродился действительно личными песнями, которые в "Алисе" были бы неуместными. Нельзя, конечно, сказать, что этот альбом - какое-то откровение. Да нет, в целом, музыка понятна и несколько блекловата (кого-то это удивляет?), поёт автор тоже не запредельно - всё как всегда, но есть некоторое число действительно интересных и приятных песен, ради которых и стоило выпускать сольник. Как музыкальный эксперимент гораздо интереснее у Кинчева вышел алисовский альбом "Jazz" 1996 года, но и этот тоже ничего.
Noize MC - "Выход в город"
Голос вроде как моего поколения Нос МЦ никогда не был у меня в почете, слушать я его долго не мог, но признаю, что есть у него хорошие песни. В новом огроменном альбоме он повторил и завершил все, за что любим и за что ненавидим. Никаких откровений я там не обнаружил, тем паче не могу сказать, что чувствую, что он и за меня высказался. Да и явный дрейф от когда-то еще необычного для нашей страны микса рока и рэпа в сторону условного "Нашего радио" не добавляет плюсов. Отмечу удачный кавер на Дэвида Боуи и менее удачный - на ГрОб (такой же осовремененный на рэперский манер кавер на "Кино" у него вышел во время оно куда лучше). Стоит также упомянуть трек на украинском языке, что сейчас, как ни крути - заявление (несколько лет назад подобное проделала Лолита Милявская в альбоме "Раневская" - так вот, у нее вышло куда лучше и смелее). Ну и, наверное, лучший трек с альбома - джангл-баллада "26.04" о Чернобыльской аварии. Долго думал, почему именно она - да потому, что там Нойз делает то, что ему лучше удается и чем он отличается от многих других.
Трибьюты
в последнее время скорее не радуют, чем радуют. Правда,
неплохим для меня оказался вышедший в этом году трибьют Чижу, а вот трибьют татушному альбому "200 по встречной" - ну такое (особенно разочаровали, кстати, те, кого можно условно отнести к рокерам). Если только Маликов инструменталом хорош (хоть какой-то выход за грань, ну и на пианине он красиво играет), да наавтотюненый дуэт Пугачевой и Ротару, исполняющий "Нас не догонят" под оригинальный минус (оказывается, на сцене они это еще в 2009 провернули) - это, знаете ли, именно то "больше Ада!", которое нам нужно. Постмодернизм уже не в моде, но тут всё слишком прекрасно сошлось, так что смыслы просто фонтанируют.