Нургуш в снегу

Oct 02, 2008 08:35

Нургуш в переводе с башкирского означает хребет лучезарной птицы.
Самая высокая вершина Челябинской области - 1406 м.
Протяженность хребта - 50 км.
На вершине расположено огромное плато, самое крупное в Челябинской области, 9 тыс кв. км.
Смена природных зон - от смешанных и темнохвойных лесов до субальпийских лугов и горных тундр.
Животный и растительный мир хребта разнообразен, богат редкими видами.
Ну, как такую прелесть не посетить? Золотая осень, захватывающие дух виды, воспоминания на всю оставшуюся жизнь никого не оставят равнодушным...
Было это в прошлую субботу. По всему Северному Полушарию блистала золотая осень. И мы поехали...

Прогноз погоды давал небольшой снег, а потом ничего. Все так и было.
Нас было человек 30. Почти все - коллеги. Вначале мы ехали на комфортабельном автобусе.
Приехали в село Сибирка. Здесь нас ждали два молодых необъезженных «Урала».
В крытую кабинку сели девчонки. В открытых кузовах уютно развалились мужчины.

Поехали. Снег в горах падал, видимо, неделю. В это время его здесь и столько быть не должно.
Снег лег на теплые ветки, те наклонились и закрыли дорогу. «Уралы» вламывалиь в них, «как танк в молодые березки» (О. Куваев, «Территория»). Ветки трещали и ломались. На спины и головы сидящих в кузове обрушился снего-веткопад средней интенсивности. Это было испытание и драйв одновременно.

Горы есть горы. Вот одна из машин плавно соскользнула с дороги. Чтобы ее вывести на «чистую воду», всех пассажиров пришлось эвакуировать.

Приехали. Видимости никакой. Снега почти по колено. На подъем в гору был наложен запрет.
Уныние было недолгим. Гулять так гулять! И мы пошли по округе. «Сделали» небольшой перевал.

Дорога была неплохая везде. Знатоки говорят, что этой гати более двухсот лет. В основе лежат стволы лиственницы. Есть даже какая-то легенда о том, что дорогу делали для важной персоны, чуть ли не для матушки-Екатерины. Но врать не буду.

Ели на скалах.

Точно по прогнозу, во второй половине дня начинает распогоживаться.

Мы достигаем самой дальней точки - реки Большой Березяк. Теплые речи, шампанское (ой, вру!), вымпел на дереве - и в обратный путь.

Кто помнит наш поход по Таганаю (http://polar-bee.livejournal.com/115226.html), вспомнит и симпатичные растения на реке Б. Тесьма (http://i222.photobucket.com/albums/dd315/polar-bee/2008/taganai/taganai09.jpg). Их родственники районе Нургуша основательно приготовились к зиме.

Дали совсем раскрываются. А времени уже нет. Пора домой.

Дорога к вершине должна была быть вот такой. Я прошел метров пять. Правы были те, кто запретил нам подъем. Здесь хорошо ломать ноги. Идти - нет.

Жилище местного тролля.

На обратном пути наша машина получила удар обломком дерева в топливный бак, и соляр вылился.

Шоферы буквально из ничего соорудили альтернативную топливную систему с обратной связью, и мы благополучно доехали.

Выезжаем за границу национального парка Нургуш. Вдали виден хребет Москаль.

«Был он рыжий, как из рыжиков рагу. Рыжий, словно апельсины на снегу».

Типично русским пейзажем это не назвать. В обжитой России горы такой высоты, скорее всего, не встретишь. Но на Урале можно. Интересно, местные жители успели убрать картошку, или нет?