Magnifica presenza / Ferzan Ozpetek / 2012

Nov 06, 2012 01:02




Ферзан Озпетек принадлежит к числу тех редких режиссеров, которые снимают в хорошем смысле слова старомодное кино, уделяя внимание деталям и прорисовке характеров персонажей, не забывая не только о главных, но даже о тех, что появляются в кадре всего на минуту. Но «старомодность» отнюдь не единственное, что делает его одним из моих любимых режиссеров не смотря на то, что его фильмы и близко не являются шедеврами и не открывают новых горизонтов в кино. Ценю его за другое: когда смотришь фильмы Озпетека, складывается ощущение, что встретил старого друга, с которым есть о чем поговорить, друга умного и серьезного, но ценящего хороший юмор и не чурающегося повалять дурака.
Что может объединять мизантропа и филантропа? Оба знают про людей все, но если для первого это повод не испытывать к людям чувство любви в принципе, то второму это не мешает продолжать любить их. Озпетек явно никогда не был мизантропом, а несовершенство людей может вызвать у него грусть, но не ненависть. Он помнит, что доброе слово и кошке приятно, а у верблюда два горба, потому что жизнь борьба…
В «Присутствии великолепия» Озпетек по-прежнему сосредоточен на проработке деталей в отношении как истории, так и персонажей, но на этот раз его склонность предоставлять зрителю вольность интерпретаций сюжетных поворотов и трактовок открытых финалов приобретает довольно причудливые формы и однозначно сказать о чем фильм и кто его персонажи не так просто. Более того, это и не нужно, прелесть рассказанной Озпетеком истории в том, что она многопланова и каждый волен выбирать тот вариант, который ему ближе, или понятнее. На самой поверхности это классическая история призраков в старом доме, которые мешают спокойно жить новому владельцу, но с таким же точно правом это может быть драма одинокого человека, который готов общаться с выдуманными людьми, если рядом нет настоящих. Безумие, или фантазия, мистика или детектив? Для киноманов здесь масса цитат, некая игра в кино сдобренная ностальгическими нотками а- ля «Кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе. Но независимо от трактовок, фильм оставляет очень светлое впечатление, хоть и с ноткой грусти.


Итак, средних лет герой, Пьетро (Элио Джермано) перебирается в Рим в надежде воплотить свою мечту - пройти кастинг и попасть на большой экран, но пока он вынужден подрабатывать пекарем и печь круасаны. Сниматься в кино не единственная его мечта, но одна из них осуществилась - ему удалось арендовать старый уютный дом с прекрасным видом из окна, где он усиленно делает ремонт и наводит красоту. И это тоже не просто так, Пьетро хочет произвести впечатление на человека, в которого влюблен уже несколько лет. Кастинг он не прошел, с домом очень скоро начались проблемы в виде потусторонних гостей, а любимый человек явился только для того, что бы пригрозить битьем морды, если тот не отстанет от него, поскольку секс не повод для знакомства и если на несколько тысяч смс и э-мейлов не последовало ни одного ответа за столько-то времени, то пора бы уже и понять, что тебя не хотят. В остатке мы видим актера-неудачника с заниженной самооценкой и средней степени неврастенией, который к тому же «слышит мертвецов». Возможно, если много лет у тебя нет секса, и не такое услышишь, но Пьетро предпочитает влюбляться, а не трахаться, только с женщинами сам не хочет, а мужчины не хотят с ним. Вернее, хотят, но он зациклен только на том, которому не нужен сам. Вот так, после неудачного объяснения с сакраментальным «морду набью!», наш герой морально оказывается вполне готов к диалогу с призраками, у которых тоже никаких нервов не хватило смотреть на его самоуничижение - «Да что ж такое, ну так нельзя!». Так началась большая дружба и некое детективное расследование.


Призраки, как и сам Пьетро, пребывали в легком неадеквате, причем двойном: во-первых, они напрочь игнорировали тот факт, что на дворе 21 век, для них по-прежнему 40-е годы прошлого века и Вторая Мировая, а во-вторых, призраки были не просто призраки, а погибшая театральная труппа, причем готовая выступать хоть сейчас - в гриме и образе и война войной, но репетиции никто не отменял, вот они и репетируют, а заниматься типично мертвяцкими штучками вроде рисования букв на запотевшем стекле и т.д. им недосуг.


Поскольку Пьетро и сам актер, то последнее ему скорее импонировало, вот только донести до деятельных мертвецов всю правду на счет их нынешнего статуса он никак не может, они свято уверены что живы, включая игнор в отношении всего того, что может прояснить ситуацию и нормальным призракам и так давно стало бы понятно -в морг, значит в морг! По какой-то таинственной причине все эти люди не могут покинуть дом, им нужно знать что случилось с их молодой примой, которая по совместительству не только актриса, но и активная участница сопротивления, как все они. Цель Пьетро - найти человека, который бесследно исчез еще в годы войны. В этом и есть детективная интрига, но очень скоро она трансформируется едва ли не в сюрреалистическую (способ, которым женщина будет найдена - отдельная история, нечто на грани сна и бреда, что лишний раз может подтверждать теорию о том, что все происходящее плод воображения Пьетро, но ровно с таким же успехом, что и мир, в котором мы живем, насквозь соткан из невидимых нитей чудес и совпадений) и когда прима будет найдена (великолепная возрастная роль Анны Проклемар, за короткий промежуток времени способной казаться и очаровательной старушкой и мерзкой тварью), главным вопросом будет не то, почему ее ищут, а то, почему она исчезла и осталась жива.


Мистика, детектив - даже и это не самое главное здесь. Очень важным мотивом фильма является еще и ироничное осмысление смены традиций в искусстве. Пьетро являет собой образец современного актера, как и те фильмы, участие в съемках которых он пытается принимать. Симпатичная, но неброская внешность, стремление быть естественным в кадре - все это прямая противоположность тому «великолепию», которое представляет из себя театральная труппа 40-х. Они гламурны, они прекрасны, они ве-ли-ко-лепны! И смешны, разумеется. Ярко накрашенные губы, смачно подведенные глаза даже у мужчин, вычурность жестов и экспрессивность монологов, а еще они та-анцуют!






И все они безумно талантливые и почти великие, а потому наперебой дают Пьетро профессиональные советы, которые он по простоте душевной готов принять, забыв какой, собственно, век на дворе и являет отголосок этого великолепия на очередном прослушивании, совершенно сбивая с толку отборщиков актеров, которые не представляют в какой системе координат воспринимать этого странного мужчину ударившегося в винтаж.


(Пьетро до работы над его образом труппы призраков)



(Пьетро после...)
На одной из пресс конференций режиссеру задали вопрос, не было ли у него искушения использовать компьютерную графику, что бы его призраки казались именно призраками, а не живыми людьми, на что он ответил, что ему было важно что бы они и выглядели как живые люди, а не призраки. От того, что они такие живые, так действует финальная часть фильма, когда каждый из них понимает что с ними произошло, но их не охватывает ужас и смятение, как героиню Николь Кидман в «Других» Аменабара, первое что их беспокоит - что же стало с их близкими? Абсурдная, но безумно трогательная сцена после этого - все толпятся вокруг Пьетро, который рыщет в интернете по соц.сетям и архивным копиям газет, что бы приоткрыть завесу тайны того будущего, в котором они вроде бы есть, но в то же время их никогда уже не будет.


И я предпочитаю верить, что призраки были, а Пьетро не сошел с ума, как и в то, что улыбки его соседа предназначены только ему, Пьетро, а не всем вокруг. Иначе совсем грустно.
Озпетек очень любит акцентировать внимание на лицах своих актеров, особенно на их глазах. Именно долгим взглядом главной героини заканчивался его фильм «Окно напротив», им же - «Холостые выстрелы», вот и «Присутствие великолепия» заканчивается взглядом улыбающегося Пьетро, которому невольно улыбаешься в ответ.

ТРЕЙЛЕР

image Click to view

cinema

Previous post Next post
Up