"Гоголь и чёрт" Дмитрия Мережковского

Jan 15, 2020 11:07

В 1901-ом году произошло то, что невозможно представить в наше время: в зале Географического общества на Театральной улице в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание религиозно-философского собрания.
Чем любопытно данное событие?
А тем, что на этих собраниях впервые произошло сближение церковных кругов с интеллигенцией, где обсуждались злободневные вопросы насущного бытия.
Это был смелый шаг, совершенно немыслимый для нашей современной церкви, погрязшей в грязных скандалах и отстаивающей своё право на власть наравне с властью нынешнего царька.
Наверное, главным инициатором собраний был известный писатель-символист Дмитрий Мережковский. Он резко критиковал духовенство с позиции истово верующего христианина.
И, собственно, его исследование "Гоголь и чёрт" (замечательнейшее, надо отметить) есть документ той эпохи.
"Гоголь и чёрт" (1906-1909) - почти детективное (в своём роде) расследование, имеющее целью узнать, кто виновен в гибели Николая Васильевича Гоголя.
Дмитрий Сергеевич написал не просто литературоведческое исследование, приводя в своём тексте в качестве доказательства своих выводов тексты самого Гоголя и воспоминания очевидцев, он подошёл к сложной теме с ответственностью человека, заинтересованного в том, чтобы истина была раскрыта (то есть с неким, так сказать, метафизическим сочувствием к затравленному русскому писателю, совершившему фактически самоубийство).

Исследование состоит из двух частей: "Творчество" и "Жизнь и религия".
В первой части Мережковский раскрывает суть творчества Гоголя, во второй обстоятельно рассказывает о его жизни, постепенно подводя читателя к итогу исследования. Обе части неразрывно связаны и, в принципе, кто убил Гоголя, кто надсмехался над ним, ясно уже из первой части.

"Как чёрта выставить дураком" - это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и всего творчества. "Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чёртом" (Письмо Шевырёву из Неаполя от 27 апреля 1847 года).

Мережковский утверждает, что Гоголь бросил вызов самому чёрту своим творчеством. Хлестаков и Чичиков - персонифицированное абсолютное зло, два его образа: один лёгкий, вертлявый, другой чёрт - основательный, хозяйственный.
"Из всемирной культуры выбирает Чичиков то, что нужно ему, а все прочее, слишком глубокое и высокое, с такою же гениальною легкостью, как Хлестаков, сводит к двум измерениям, облегчает, сокращает, расплющивает до последней степени плоскости и краткости".
Чёртом является и Башмачкин: то есть он вроде бы человек, но с чего это человеку вдруг выходить из могилы и грабить прохожих в ночном Петербурге, стаскивать с них шубы и шинели?

Во всём облике Гоголя было что-то неприятное, жутковатое. Не любили его современники, а если и относились хорошо, то при случае всё равно ругали. Не любили, не понимали да и далеки были от понимания его личности и его творчества. Гоголь разошёлся и с западниками, и со славянофилами. А в конце жизни его и вовсе объявили сумасшедшим. Но Гоголь не был сумасшедшим. Он остался наедине с ночью - а чёрт ему показывал хари из тьмы...

"Я совершенно убедился в том, что сплетня плетётся чёртом, а не человеком, - пишет Гоголь в частном письме по поводу частного дела. - Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово "ревизор"?). Это слово пойдёт гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетётся сама с собою история, без ведома всех. Настоящего автора её безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь..."

"Гоголь и чёрт" Мережковского - отличная книга для понимания как Гоголя, так и самого Мережковского.
Следствием установлено, что Николая Васильевича погубил чёрт. И как ни крути - это действительно так.


книги

Previous post Next post
Up