Артхаус, бывает, снимают так, что такое кино интересно не только искусствоведам и истинным синемафилам, но и обычным зрителям, - хотя бы потому, что позволяет окунуться в давно прошедшее, но до боли в сердце известное, время.
"Одиссея 1989" - почти документальное кино о черно-белой русской действительности русской окраины конца восьмидесятых годов прошлого века.
Что-то есть в этом завораживающее - когда видишь, с каким мастерством снят в 2003-ем году фильм о буднях молодежи перестроечного времени в "уездном городе N". Все - весьма точно выхвачено, все детали; грязный, разрушающийся советский городишко, гопники со своим слэнгом в неизменных трениках, наркоманы, наркотический и алкогольный угар, бесконечные разборки, "стрелки", выяснение отношений, насилие, грабежи, черно-белый мир с черно-белой перспективой.
Странный мир. Странные люди. Странная эпоха советского декаданса. И я очень хорошо помню ту реальность, чтобы подтвердить: да, этот фильм - правдивое свидетельство.Режиссер (между прочим, сын Владимира Хотиненко) задействовал в картине много известных персон (одну из центральных ролей играет Петр Буслов, снявший очень успешного "Бумера" - тоже весьма точное свидетельство об уходящей эпохе... уходящей ли?).
К сожалению, мало кто способен ухватить в кадре действительность, как это сделал Хотиненко.
Смотреть на чудовищно искусственный мир, создаваемый современными, признанными ныне успешными, режиссерами, становится невыносимо тошно. Особенно в этом "преуспели" кинотворцы бесчисленных сериалов, крутящихся на тв.
"Одиссею 1989" нужно смотреть, чтобы насладиться талантливым кинопроизведением, чтобы действительно понять, что есть истинное кино, а что безвусная, пошлая поделка.