"Учитель и школа в борьбе с народным пьянством"

Nov 07, 2013 11:31

Отрывки из книги И. Горбунова-Посадова "Учитель и школа в борьбе с народным пьянством". Букофф будет много, но информация, ПМСМ, весьма интересная. Можно, например, сравнить, что изменилось в этом вопросе за сто лет.




Учитель и школа в борьбе с народным пьянством

„Воспитатели должны помнить, что алкоголь отравляет зародышевые клетки и мозг, и что поэтому алкоголь главный враг народного воспитания".
Р. Шауер.
„Звезда надежды на будущее стоит над школьным домом".
Мери Хент.

I.Последствия влияния пьянства и вообще употребления спиртных напитков на русский народ.

Всё больше и больше распространяется среди нас во всех классах народа употребление спиртных напитков - водки, пива и искусственного нашего вина, содержащих в себе один из самых губительных ядов - алкоголь. Все растет и растет самоотравление людей этим ядом. Все увеличивается гигантская сумма вреда, наносимого народом самому себе через поглощение яда спиртных напитков, сумма народного горя, народного страданья, вызываемая отравлением алкоголем. Всё возрастает многомиллионное число людей, тело и душа которых разрушаются этим ядом; все возрастаете число семей, погубленных пьянством, число тяжко больных от употребления алкоголя, людей, ставших безумцами, преступниками, проститутками благодаря алкоголю, число умирающих от алкоголизма (таких в России до 100.000 в год).
Все больше и больше переполняются больницы больными от последствий алкоголя, сумасшедшие дома-людьми, помешавшимися от употребления алкоголя, тюрьмы - людьми, совершившими преступления под его влиянием, улицы, кабаки, дома терпимости, больницы для сифилитиков - женщинами, потерявшими стыд и невинность под действием алкоголя.
Все чаще и чаще встречается гибель от алкоголя человека как индивидуума, как члена семьи, как члена общества.
Все усиливается под влиянием алкоголя телесное, умственное, духовное и экономическое ослабление народа.
Все возрастает разрушение через алкоголь хозяйственной жизни народа. Расшатывается и распадается семейная жизнь, разрушается дом, слабнет труд, основа народного благосостояния.
Все больше и больше горит Россия от поджогов, совершённых опьяневшими людьми. Пьют теперь - больше или меньше - почти все, в городе и в деревне, бедные и богатые, несчастные и счастливые. Одни вводят в свой организм алкоголь через водку, другие через пиво, третьи через вина. Кровь, нервы, мозг, лёгкие, сердце, желудок, почки, печень, весь организм людей, огромного большинства народа в большей или меньшей степени отравляются алкоголем.
Миллионы ведер спиртной отравы поглощаются народом и в трудовые будни. Праздники же наши - это всенародные алкогольные жертвоприношения в честь алкоголя, - это настоящие празднества болезни, безумия, преступности, праздники народного самоубийства. Зло алкоголизма заключается не только в том разрушении, которое алкоголизм производить в самом пьющем человеке. Оно, как известно, губительнее еще тем, что введенная в себя человеком алкоголическая отрава губит и его потомство. Дети пьющих, происходящие из отравленных алкоголем организмов их родителей, родятся уже отравленные им, Они родятся предрасположенными ко всевозможным телесным и душевным заболеваниям и слабостям, и, прежде всего, предрасположенными к алкоголизму. Все возрастающие в своем огромном числе дети алкоголиков дают огромный процент пьяниц, чахоточных, рахитиков, неврастеников, паралитиков, эпилептиков, психопатов, идиотов, безумцев, преступников и т. д. и т. д.
Таким путем алкоголь ведет постепенно к вырождению народных масс. Если у нас сейчас есть несколько десятков миллионов людей, отравляющих себя алкоголем, и детей и внуков алкоголиков, так или иначе отравленных в своем зародыше, что же будет чрез десятки лет с народом, среди которого алкоголизм разливается все захватывающим наводнением, не находящим себе никаких препятствий?
Народ наш - огромное большинство его - даёт в среднем не больше, а значительно меньше даже, чем пьёт народ в наиболее пьющих странах Европы. Но живет наш народ значительно беднее других, питается oн гораздо хуже других народов, душевное состояние его гораздо более пригнетено, чем у других народов, поэтому истощенный организм его несравненно сильнее и быстрее отравляется алкоголем. Вот почему алкоголическая отрава, в общем, всего, быть может, ужаснее, всего губительнее в России.
И страшно подумать, что для этого самоотравления, саморазрушения своего миллионы людей отрывают от себя значительную часть своего благосостояния, своего заработка, своего труда!
Ужасна для нашего, крайне бедного в общем, народа гигантская сумма денег, пропиваемых им, - это миллиард почти денег, не только бесполезно губимый народом, но употребляемый им на приобретение для себя яда, постепенно отравляющего его, толкающего его к болезням, обнищанию, безумию, преступлению, преждевременной смерти.
У нас получается свыше семисот миллионов от продажи водки. А сочтите еще продажу частными фирмами коньяка и других алкоголических напитков: ликеров, настоек, пива и т. д. и т. д. Исчисляя же на деньги потерю рабочего времени запивающими людьми, потерю ими заработка, потерю ими трудоспособности от общего ослабления и от несчастных случаев, происшедших благодаря опьянению, считая затраты на лечение всевозможных болезней, являющихся результатом алкоголизма (лечение самих алкоголиков и их потомков), затраты на вдов и сирот безвременно умерших алкоголиков, затраты на содержание массы алкоголиков и их потомков в сумасшедших домах, содержание в тюрьмах десятков тысяч преступников, впавших в преступность благодаря алкоголю, - наконец, считая на деньги убытки от гигантского числа пожаров, происшедших от пьяных людей, исчисляя все это *), мы получим уже чуть ли не несколько миллиардов, теряемых каждый год страною благодаря алкоголю.
_______________________
*) Вождь духоборов Верегин в беседе с одним лицом, посетившим колонию духоборов в Канаде, указал, что у них за нисколько лет не было ни одного пожара, что он приписывает тому, что среди них нет ни употребления спиртных напитков, ни куренья, являющихся в огромном большинстве случаев причинами пожаров в России..

Миллиарды, на которые в год могли бы просуществовать миллионы бедствующих семей, миллиарды, которые, употребленные народом на улучшение своего питания, на улучшение своих жилищ, на просвещение, на подъем народного хозяйства, народного труда, могли бы возродить благосостояние народа, - эти миллиарды тратятся людьми для своего постепенного, медленного или быстрого самоубийства!
Жатву с значительной части площади, покрытой посевами, значительную часть главных своих пищевых продуктов, - хлеба и картофеля, - значительную часть всего своего земледельческого, в поте лица, труда народ изводить на собственную свою пагубу. Расходы и силы, затраченные на производство, распространение и употребление алкогольной отравы в государствах Европы, неизмеримо, больше расходов и потерь самых ужасных бедствий - войн, эпидемий и т. д.
Но самое ужасное то, что не перелагается ни на какие цифры, что не учитывается никакими миллиардами и биллионами: это духовное разложение, падение, озверение, духовное вымирание миллионов пьющего люда.
А меж тем алкоголическая отрава так общедоступна, так общераспространена, ее так легко достать в любом количестве, любого вкуса, любой крепости. Этой отравой, как приятной, полезной вещью, угощают друг друга знакомые и незнакомые, друзья - приятелей, старшие - младших, родители - детей. Выпивающих хвалят, одобряют. Непьющих соблазняют, вовлекают, над нерешительными смеются, над воздерживающимися издеваются, и это во всех кругах общества.
Все это гигантски усиливается в праздники, во время которых и на другой день после которых происходит через алкоголь огромное количество несчастий, грабежей, побоищ, самоубийств *), убийств, лишений невинности и вообще преступлений всякого рода.
_________________________________
*) Половина самоубийств мужчин происходят в пьяном виде.

Жизнь, пот и кровь народа, его лучшие силы гибнут в этом самоотравлении. В обществе же царит полное равнодушие к этому вопросу. Ссылки на «ничего не поделаешь», на «общие условия» с одной стороны, насмешки над проповедью трезвости - с другой и общее участие почти всех в большей или меньшей степени, в потреблении и соблазнении алкоголем.
Одурманенный алкоголем человек является предметом веселой шутки, для юношества же часто даже образцом молодечества, широкого размаха, удальства...

...

(из главы, посвящённой начальной школе).

…А, меж тем, спиртная отрава повсюду, в городе и деревне, в самых широких размерах распространяется среди детей взрослыми.
По исследованиям, произведенным среди школьников города Петербурга (и некоторых других городов), оказалось, что большинство городских школьников пьют уже водку, вино или пиво, - иные изредка, большинство же довольно часто; часть же детей регулярно ежедневно отравляется алкоголем. Из детей нескольких обследованных в этом отношении городских школ только одна десятая часть детей не пила водку и, обратно, не менее одной десятой части детей пили водку ежедневно, В деревенских школах почти совершенно то же самое. По обследованию произведенному в Курской губернии, оказалось тоже не более десятой части школьников, не пьющих водку, из общего числа школьников. В Московской губернии, по обследование д-ра Коровина, употребляют спиртные напитки: из мальчиков - школьников от 7-8 лет - 61,2; 9-10 лет - 66,5; 11, 12, 13 лет - 72,8; свыше 13 лет - 78,0. Что касается до девочек - школьниц, то в среднем 46 из ста употребляют алкогольные напитки.
Такие же наблюдения сделаны во многих других местах. Вот, например, что пишет о спаивании деревенских детей одна сельская учительница:
«Никогда еще приходские праздники в деревнях не справлялись у нас так продолжительно, как нынче, и никогда не выпивалось такое количество водки. Работы прекратились на целую неделю; в самой бедной избе, можно сказать, у нищих, выпивали 2 ведра водки. Покупать водку и угощать всю свою деревню и пришлых гостей вошло в обычай; отставать от обильного угощения считается таким стыдным, как будто сделано что-нибудь очень худое, постыдное. Деревенские жители высказывают неудовольствие по этому поводу, но ни у кого не хватает смелости идти против обычая, уменьшить запас водки. Выходит, как будто кто-нибудь заставляет покупать водку, заставляет пить, заставляет тратиться не по силам, - словом, заставляет разоряться. Никто как будто не замечает, что виноват в этом каждый в отдельности и все вместе.
«Мало того, что взрослые гуляют слишком долго и пьют непомерно много водки, но они школьных детей держать также дома. Школа открыта, ждет своих учеников, но посещают школу только дети непраздничных деревень; остальные отсутствуют целую неделю. Мало того, случается так, что свой праздник окончился, но взрослые увозят своих детей в гости в соседний приход. «Что посеешь, то и пожнешь», - говорит пословица. Что же сеет в детской душе пьяная праздность?
«Ученик пропускает много учебных дней, отрывает время от школьного ученья, и так короткого, он делает меньше успехов, нежели мог бы сделать, посещая школу правильно. Учитель должен с ними повторять зады, и все-таки они отстают, особенно, если случится в году еще свадьба. Но и это еще не самое вредное; пусть рассудит каждый здравомыслящий человек, какой пример для детей видеть - несколько дней подряд пьяных, валяющихся на улице, видеть их безобразные поступки и слышать их бессмысленные речи! Мало того, дети во время праздников также угощаются водкой и понемногу приучаются с малых лет ее употреблять. Случается, что когда взрослые уходят из избы, дети, в виде шалости, пьют водку *).
____________________________
*) Д-р Ольшанецкий (Калужской губ.) сооб¬щает: „Ни один престольный праздник, ни одно семейное или иное торжество не обходится без того, чтобы 3-4-х-летним и 2-х-летним детям не давали бы водки. (Д-р Коровин, «Из царства мрака». Вестн. Трезвости, № 126).

«Возвращаются дети в школу бледные, усталые от бессонных ночей, так как гости толкутся и кричат в избах всю ночь. Первый день они в школе ничего не понимают, как будто все забыли, что знали, и только понемногу отяжелевшая голова проясняется, и вы видите пред собою прежнего хорошего ребенка. На днях у меня в школе случилось следующее; совсем еще маленькая девочка, вернувшись после праздников в школу, написала на доске самые скверные слова, смысла которых она, конечно, не понимала».
То же самое мы видим в праздники в фабричных районах, где дети топчутся в фабричных казармах среда пьяных родных и гостей.
Если бы перед учителем и стал вопрос: не рано ли все же подходить к детям с антиалкоголическими знаниями, созрели ли они для них, удобно ли в школе серьезно касаться этого острого, больного вопроса, - то все сомнения в этом отношении должны быть отброшены.
Дети, как вы видите, - увы! - готовы к этому, и учителю надо только искать наиболее доступных для детского понимания и живого усвоения приёмов сообщения антиалкоголических сведений. Как мы уже говорили, почти все дети народа, к великому несчастию, уже прекрасно знакомы с теми ядовитыми напитками, о которых идет речь. О спиртных напитках беспрестанно идут разговоры в огромном большинстве крестьянских и рабочих, да и других семей, как о необходимой принадлежности жизни, труда, семейного и общественного отдыха, веселья, обсужденья и решения общественных дел. О них слышат они от отцов, как о своего рода идеальном средстве времяпрепровождения, как о средстве от усталости как о лекарстве, исцеляющем многие' недуги. Дети слышат серьезное, важное, обсуждение вопроса о покупке спиртных напитков, о размерах ассигновок на них, о как бы священной необходимости приобретения водки или вин пред всеми важными моментами семейной и общественной жизни, - крестинами, свадьбами, похоронами, праздниками, общественными работами, мирскими собраниями. Термины «косушка», «полбутылки», «сотка», «мерзавчик», «шкалик» - все это привычные хозяйственные или ласкательно - любовные термины, к которым дети трудового народа привыкают с ранних дней относиться с участием, интересом, своего рода почтением, слыша, с каким интересом, с какою заботою упоминают о них взрослые! И - увы! - как мы уже говорили, - дело не кончается только этим внушением детям интереса к спиртной отраве, но с ранних лет дети сами начинают пробовать эту отраву, вовлекаемый в употребление её окружающими их темными, слепыми в этом отношении взрослыми.
Не говоря о том, что детей со всех сторон обступает порабощающий обычай выпивки, не говоря о том, что они видят постоянно перед глазами пример пьющих родителей, - родители сами обучают их пьянству.
Сыновей учат пить, главным образом, отцы; дочерей - и отцы и, еще чаще, матери. По исследованию доктора Коровина (сделавшего в этой области превосходные исследования) - из 61 пьющих деревенских мальчиков, сорока двух выучили пить отцы, 14 - компания разных людей и 6 - дети же. Из 64 деревенских девочек тридцати двух выучили пить отцы, тридцати шести - матери, двадцати шести - родные.
Дети часто заявляют, что пить заставляете их пьяный отец. Один из школьников сообщает, что он не любить трактира и предпочитаете проводить время дома за книжкой, но отец водить его в трактир и приучает его пить.
Пьяный обычай со всех сторон обступает и заневоливает детей. Часто детский алкоголизм начинается с баловства сладким красным вином. Некоторые из детей даже глубоко втягиваются в употребление алкоголя и жадно допивают за взрослыми остатки, спиртных напитков. Случается, что годам к 13-ти мальчик становится форменным алкоголиком. (Я только что прочёл известие о смерти двух - 12 и 13 летнего - мальчиков от алкоголя).
Так что учителю, приступающему к сообщению ученикам антиалкоголических сведений, должно быть хорошо известно, что он будет беседовать с детьми о предметах, вообще, - увы! - одинаково известных детям, как и их отцам, и притом известных с самой лестной для спиртных напитков стороны и неизвестных лишь со стороны сколько-нибудь ясного представления о пагубном влиянии употребления этих напитков на человеческую жизнь, которое почти совершенно отсутствуете и у окружающих их взрослых.
Поэтому-то в годы пребывания ребенка в школе учитель и должен помочь ему насколько возможно (для его возраста) яснее, полнее, глубже усвоить хотя бы некоторые необходимые основные понятия о действии спиртных напитков на тело и душу человека, на всю его жизнь и, прежде всего, на здоровье и духовную жизнь самого ребенка...
...

АЛКОГОЛИЗМ учащихся в средней школе и безучастие к нему школы

Если среди учеников начальной народной школы, среди детей так называемых необразованных классов население, лишь редкие незнакомы с алкогольными напитками, то, казалось бы, среди учащихся средней школы, детей так называемых культурных классов, дело должно бы обстоять все же несколько иначе. Но, как мы уже говорили, положение дела в этом отношении оказывается одинаковым во всех классах народа. То же печальное явление раннего знакомства с алкоголем мы видим и среди учеников средней школы. И здесь редкие ученики незнакомы со спиртными напитками, которые пьются вокруг них их родителями, родными, знакомыми, товарищами примером своим, а часто и своими убеждениями, склоняющими их к употреблению алкоголя. Самые дикие предрассудки относительно безвредности и даже полезности алкоголя в известных дозах для юного организма царят и я в этой среде, как и в крестьянской и рабочей.
По обследованиям врачей из 3282 учеников средних школ г. Варшавы употребляют алкогольные напитки 85,62% из них, не пьют - 14,38%; из учениц пьют 87,6%, не пьют - 12,4%.

Из числа пьющих.....................ученики:....ученицы:
пьют охотно……………………......... 67,15% ... 27,82%
неохотно…………………………........32,85 ...72,18
ежедневно…………………………......5,54 ... 3,32
в праздничные дни……………........ 28,04 ... 34,41
на прогулках и т.п……………..........17,37 ... 8,04
несколько раз в году……………......49,05 ... 54,23

Средняя школа обнимает собою важнейший период человеческой жизни, период развитая человека из ребенка во взрослого. Годы, проходящие в течение курса средней школы, охватывают собою те периоды созревания духовного и физического вообще, и полового в частности, от правильного хода которых зависит большею частью вся последующая жизнь человека её духовные богатства, её нравственные силы, её правильное или изуродованное физическое существование. Поэтому эта пора развитая человека требует величайшей охраны всех сил развивающегося существа. Всё, что действует разрушительно в это время, особенно глубоко и жестоко отражается потом на всем последующем существовании человека. Всякое, хотя бы кажущееся сначала и ничтожным по своим размерам, влечение ко всему тому, что подрывает силы детства и юности, является тою, часто незаметною сначала, трещиною в тонком, хрупком сосуде жизни, которая потом будет все дальше и дальше, все сильнее я сильнее разрушать силы жизни.
Алкоголизм детей, алкоголизм юношей, начинающийся большею частью с пустяков, с пригубливания какого-нибудь сладкого вина на семейных праздниках, когда самим родителям весело бывает глядеть на раскрасневшиеся от вина личики детей, на весёлые движения подвыпившей молодежи, - алкоголизм этот является такою именно губительною трещиною, начинающей разъедать постепенно, здоровую до тех пор, юную жизнь.
Как мы уже говорили, самое вредоносное свойство алкоголя в том, что, в каких бы дозах его ни давали, он гибельно действует на главную силу жизни человека - на мозг; алкоголь разрушает здоровье мозговых тканей. А ведь надо вспомнить (помимо памятования о первенствующем вообще значении здоровья мозга для жизни человека, и особенно для развивающегося детского организма), надо вспомнить о том, что наша средняя школа усиленно отягчает именно этот орган тяжестями чрезмерно обременительной работы, и поэтому все то, что пагубно для здоровья мозга всех вообще детей и юношей, еще бесконечно вреднее для вечно перегруженного, отягченного мозга учащихся наших обычных средне-учебных заведений.
Между тем как мы видим, процент учащихся средней школы, знакомых со спиртными напитками, велик. Особенно велик этот процент в старших классах, где до сих пор представителями типа настоящего мужчины, типа мужественности, энергии, считаются часто такие из товарищей, которые могут, безнаказанно будто бы для своих сил, потреблять большие количества алкоголя, выкуривать бесконечное число папирос и иметь уже половые сношения...
...

Отрицательная и положительная сторона школьного товарищества.

Среди намеченных нами лучших условий для школьной и внешкольной жизни, работы и игры, получала бы здоровый выход, направлялась бы по естественному, верному пути одна из могущественнейших сил, способствующих полному расцвету жизни: единение юных жизней с другими молодыми жизнями, то единение, широкую возможность которого открывает школа.
Из узкого круга семьи юная жизнь чрез школьное товарищество делает первые шаги в деле единения со всем миром людей, единения, совершающегося с чрезвычайною силою в ту пору жизни, когда все существо особенно влечется к себе подобным существам, когда все струны жизни ищут и страстно откликаются на созвучные струны других расцветающих жизней.
В нормальных условиях чувство товарищества может могуче и прекрасно действовать для здорового развития юной жизни.
В существующих же неестественных условиях школьной жизни, где подавляется живая жизнь детей, подавляется и широкое, здоровое, свободное проявление товарищества. В этих условиях чувство товарищества, имеющее такое огромное значение часто служит лишь к взаимному заражению всякими дурными влечениями, извращенными взглядами, вредными привычками.
В извращенной жизни нашей семьи и нашего общества, среди безделия школы в деле любящей помощи её питомцам во множестве случаев первыми соблазнителями детей и юношей к выпиванию являются совращенные сами окружающей жизнью, их же товарищи-однолетки и старшие товарищи, особенно сильно действующие своей взрослостью и предполагаемой опытностью. (То же видим мы в области полового развития, где дело порою доходило даже до совместных половых оргий, до клубов совместного онанизма и т. п., в закрытых, главным образом, заведениях).
Для борьбы с такими влияниями товарищества (а впоследствии вообще с будущими влияниями стаднодействующей окружающей общественной среды), наряду с созданием той здоровой атмосферы для детской жизни, о которой мы сейчас говорили, огромное значение имеет самостоятельное с детских лет развитие личности. Оно необходимо для самозащиты человека против окружающего его зла.
Самостоятельно развивающаяся личность чужда слепой подражательности, обезьяничанья. А именно обезьяничанье, стадность в детстве и юности (как потом и в зрелые годы) является почвою для заражения всякими глупостями и пороками...
...

АЛКОГОЛИЗМ И ВЫСШАЯ ШКОЛА В РОССИИ

...Тяжёлое чувство охватывает нас когда с этой картины борьбы с великим народным бедствием в Финляндии и Швеции мы переводим взор на нашу высшую школу. Разумеется, медицинские факультеты высшей школы России не могли не касаться этого страшного вопроса, этого столь широко распространенная отравления, являющегося причиною массы болезней, безумия, вырождения миллионов человеческих существ. Из медицинских факультетов вышел и у нас ряд деятелей, борющихся с алкоголизмом путем научных исследований, лечения алкоголиков, пропаганды, работы в обществах трезвости и т. п. Несколько из этих деятелей заслужили себе почетную известность в этой области. Дали и другие факультеты нескольких замечательных деятелей против алкоголизма, между именами которых особенно выделяется имя А. Ф. Кони. Но все же такой деятельностью занималась до сих пор только горсть таких питомцев высшей школы, и работа их была до сих пор почти гласом вопиющего в пустыне, до такой степени мало встречала она поддержки в обществе и, прежде всего, в стенах самой высшей школы.
Да, наша высшая школа не только, в целом своем, не боролась против народного алкоголизма, но, напротив, многие тысячи её слушателей являлись и являются сами участниками народного самоотравления, сами представляя из себя массу, в меньшей или большей степени одуряющуюся алкоголем.
Что очень значительная часть студенчества была и есть подвержена употреблению спиртных напитков в меньших или больших размерах, кто этого не знает. С математической же точностью об этом говорят цифры анкет предпринятых недавно с целью узнать о распространенности этого зла, этого недуга среди нашего студенчества.
Вот некоторые данные о распространении употребления алкоголических напитков среди студенчества: в Харьковском университете, студентов, употреблявших спиртные напитки, было 58,3% (при чём здесь спрос производился лично врачом, и отвечающие были стеснены этим в ответах), в Горном институте в Петербурге 63,8%; в Московском университете 65,8%; в Политехническом институте в Петербурге 67,9% и т. п.
Начиналось употребление спиртных напитков студентами в большинстве случаев не во время университетской их жизни, - начиналось оно, главным образом, в школе и семье, во время пребывания в средней школе *), но усвоенные в то время привычки к одурманиванию не встречали себе никакого противодействия, никакого противодействия в университетской атмосфере. Они только свободнее обнаруживались здесь, так-так употребление спиртных напитков взрослыми, молодыми людьми считалось всеми уже чем-то совершенно нормальным, составляющим, в известных пределах, естественную часть провождения времени молодыми людьми, - особенно в праздничные торжественные дни.
__________________________
*) Вот яркие для характеристики положения дела в средней школе цифры , из некоторых высших учебных заведений: начали пить в возрасте до 16 лет: в Технологическом институте - 39,2% пьющих, в Горном институте - 32,4%, в Юрьевском университете - 32,5%; с 17 до 20 лет; в Технологическом институте - 33,7°/0, в Горном институте - 40,2%, в Юрьевском университете (преобладают питомцы духовных семинарий)-40,3%.

Вид пьяных студенческих компаний вызывал лишь добродушную улыбку как на устах обывателей, так и на устах профессоров, вспоминавших, как они так же весело кутили в дни своей молодости. «От чего же молодёжи не повеселиться? Когда же и не повеселиться, как не в молодости?» и т.д.
Классическая так называемая «мертвецкая», то есть комната, где студенты напивались вовсю, мертвецки, до полной потери сознания, долгое время была непременной принадлежностью студенческих балов и больших вечеринок.
Представители университетской молодежи, выпивши, слонялись, как и все пьяные люди, пьяными компаниями по улицам и бульварам, задевая встречных мужчин и особенно женщин, и производя дебоши в назидание городским подросткам к детям «невежественных» классов населения, наглядно поучая их тому, что употребление спиртных напитков, и даже настоящее пьянство, есть нечто совершенно естественное и вполне соответствующее и самой «высшей форме культуры».
Студенчество en masse, выходило по окончании высшей школы в жизнь или совершенно слепым, темным, глубоко невежественным относительно влияния алкоголя или, в меньшей части своей, если и с кое-какими сведениями на этот счет, то или все же, в большинстве, на практике совершенно легкомысленным в этом отношении, втянувшимся в употребление алкоголя, или все более и более втягивающимся и тянущимся потом на ряду со всеми в том общественном человеческом стаде, где одурение себя вошло в обычай и закон жизни.
Таким образом питомцы высшей школы в значительной части своей не только не являлись борцами с врагом народа - человечества - алкоголизмом, а, напротив, примером и взглядами своими были распространителями алкоголической заразы. Масса же женатых из таких представителей университетского образования делались родоначальниками поколений с алкоголическою наследственностью.
Но дело, - увы!-не ограничивалось далее одним этим. Большинство пившего студенчества не ограничивалось одним выпиванием: выпивание зачастую естественно влекло, в большинстве случаев, к разжиганию половой страсти и поэтому к посещению домов терпимости и уличных проституток, дававшему огромное большинство заражения половыми болезнями, в большинстве случаев плохо залечивавшихся.
И тысячи людей, кончивших высшую школу, женясь, передавали своим семьям еще и отраву половых болезней, полученных, главным образом, благодаря алкоголю.
Вот некоторые данные, показывающие распространенность половых болезней в студенческой среде: по данным анкет перелоем у нас страдали: в Московском» университете - 71%, в Горном и Технологическом институтах - 76,4%, в Юрьевском университете - 77%. Страдающих еще более острыми венерическими болезня¬ми было от 20 до 25%. Сифилитиков в Горном институте - 2,3°/0; в Технологическом институте - 2,7%, в Московском университете - 3,2%.
Употребление спиртных напитков и табаку находилось в тесной связи с венерическими заболеваниями. Это подтверждается ответами в опросных, листах анкет среди студенчества, из которых видно, что половые сношения и заражения происходили в огромном большинстве случаев в пьяном состоянии. Среди студентов, не имевших еще половых сношений, громадное большинство, по данным анкет, не пьёт и по курит.
Алкоголизм вербовал своих адептов одинаково в стенах всех высших школ, и в высших специальных учебных заведениях мы наталкиваемся порою на некоторые ещё более печальные факты.
Не мало питомцев некоторых высших специальных учебных заведений открывающих возможность наивыгоднейших карьер сделались притчею во языцех через свои бешенные пьяные оргии, где тысячи денег пропивались в потоках шампанского на соблазн окружающей трудовой массы...
Previous post Next post
Up