Форт Обручев - самый большой из всех фортов Кронштадта. Его размеры и мощь впечатляют! Но попасть сюда - не так просто. Форт расположен на острове, до которого от берега целых 4 километра. Не каждую зиму встает здесь надежный лед, чтоб можно было дойти пешком, да еще нередко ледовое поле уносит ветром в Балтийское море. Поэтому на дальние форты можно ходить лишь в морозные зимы, на пике становления ледового покрова. Зима 2018 года оказалась достаточно морозной, хоть и короткой, и в конце февраля мы поспешили воспользоваться обстановкой, чтоб посетить это могучее укрепление последних лет Российской Империи. Об этом ледовом походе я и расскажу сегодня, и первая часть будет посвящена обзору бесконечных темных коридоров и подземелий крепости.
Часть 1. Форт Шанц.
Встретилась наша туристическая команда на Старой Деревне. Там мы сели в 101-й автобус, на котором доехали до острова Котлин, где вышли на первой же остановке после дамбы. Встретив на ней еще 3 человек, кто приехали на своих автомобилях, отправились на запад острова, в сторону форта под названием Шанц, откуда удобнее всего выходить на лед.
До форта от дамбы примерно 3.5 километра пешком, около часа ходьбы. Поэтому здесь перед еще одним часом пешего хода - сделали привал с чаепитием.
Форт Шанц - очень интересное укрепление. Оно полностью перекрывает остров, с северного побережья до южного, защищая подступы к Кронштадту с угрожаемого направления. Еще во времена Петра здесь были пушки на земляном валу, ну а современные бетонные бункеры появились уже при Николае Втором.
Перед фортом, с западной стороны, есть ров с водой, а сам форт представляет собой высокие земляные валы с орудийными дворикам и бетонными убежищами.
За Шанцем начинается территория заказника "Западный Котлин", туда на машинах ездить не положено. А еще там захваченный барыгами под предлогом реставрации форт Риф - на конце острова. Раньше туда можно было попасть любому, теперь охрана не пускает. "Ради вашей же безопасности", а на самом деле - чтоб стричь бабло на бесплатно полученной земле, строя на ней дорогие рестораны, а также проводя туда платные экскурсии "для своих".
Вид на ворота форта Шанц с западной стороны.
Вал с западной стороны. Нет, не прошел бы здесь враг...
Шанц мы поглядели лишь мельком, хотя некоторые из нас побегали по его бетонным укреплениям. Но основная цель у нас была - Обручев, поэтому после 20-минутного чаепития мы отправились в путь.
Часть 2. На Обручев.
Многие, выйдя на берег, подумали, что до форта идти совсем недалеко. Это обманчивое ощущение. Просто погода ясная, видно далеко, а форт очень большой, и кажется, что он не так далеко. На самом деле - идти по льду будем час.
Начинаем путь. Небо ясное, светит солнце, но за день, что мы гуляли, погода сменилась минимум раз пять на противоположную. На Финском заливе , как и на Ладоге, это обычное дело.
Впереди показалось облако снежной бури. Было интересно наблюдать, как она постепенно наползает, поглощая один объект за другим.
Вот и наш форт она поглотила. Он начинает исчезать из виду.
Все. Почти полностью исчез. Буря идет уже по тому месту, где стоим мы.
Берег, что остался сзади нас - тоже полностью исчез из вида. Вокруг белая мгла, видим лишь друг друга, и больше ничего.
А туристы веселятся и радуются! Где бы еще они такое повидали?
Буря начинает уходить дальше, форт перед нами проявляется, как изображение на фотобумаге. Кто проявлял фотографии когда-либо, знает, как это происходит...
В прошлом году мы ходили на Тотлебен, лед у форта был не очень хороший. Обручев - его близнец, но в этом году лед у фортов крепкий. Хотя очень часто именно у островов он крошится, и часто приходится прыгать через полосы воды.
Теперь самое время написать немного сведений про тот объект, который мы пришли изучать. Итак, что мы знаем о гигантском форте Обручев? Он, вместе со втором фортом Тотлебен, был построен для того, чтоб взять под контроль северный фарватер в Финском заливе - подход к Петербургу вдоль северного берега. Южное было надежно прикрыто фортами и береговыми батареями, а северное еще предстояло защитить, там были лишь 7 северных фортов, которые морально устарели, не могли сражаться с современными тяжелыми кораблями, поэтому нужны были или могучие береговые батареи, или форты на искуственных островах, потому что природных островов здесь не было. В итоге, по обеим сторонам от фарватера, были построены очень мощные форты, для которых насыпали искусственные острова. Длина острова,на котором стоит форт Обручев - целый километр!
Работы по созданию острова начались в 1897 году. К 1903 году остров и гавани при нем - были закончены. Началось строительство бетонных укреплений. К 1913 году они были уже построены, началось заполнение форта орудиями и гарнизоном. В военное время гарнизон форта должен был составлять около тысячи человек. К 1916 году на форте стояло около 30 мощных современных орудий. Перед Великой Отечественной войной форт был модернизирован, установили более современные орудия, часть из них - с вращающимися башнями. В 1939-40 годы, когда шла Зимняя война с Финляндией, а также в 1941-44 годы, во время "войны-продолжения", форт Обручев, как и форт Тотлебен, поддерживали советские войска артиллерийским огнем, а также вели артиллерийские дуэли с финскии орудиями, которые дальше Келломяк (Комарово) финны не рискнули продвигать к Ленинграду, поэтому кроме двух фортов - сражаться им было и не с кем. Так что - свою роль в обороне Ленинграда форты все же сыграли, нанося некоторое беспокойство финской армии, ну а если бы сюда сунулись немцы, им было бы очень плохо.
С 1950-х годов началось разоружение всех фортов. Приближалась эпоха ракет, старая артиллерия на неподвижных позициях уже мало кого интересовала. Как музей или экскурсионный объект, форт так и не стали использовать. Поэтому он используется лишь любителями пикников, да немногими туристами, кому интересна история.
Добравшись до форта. мы зашли в просторные казематы, где попили чаю, а потом сложили наши рюкзаки, чтоб гулять налегке. Отсюда мы и пойдем по темным коридорам форта, которые кажутся совершенно бесконечными.
Часть 3. Внутри форта
На проход по коридорам, без особых задержек, в среднем темпе - у нас ушел час!
Интересная особенность бросается сразу в глаза - это рельсы в полу. Они идут как вдоль коридоров, так и поперек, видны остатки разворотных кругов на ветках. По рельсам возили боеприпасы от складов до подъемных шахт, где их поставляли с помощью подъемного механизма на второй этаж, к орудиям.
Все на форте было грамотно обставлено, инженерно-технический уровень был на высоте в те времена. Рельсы повышали безопасность при транспоровке боеприпасов, а также уменьшали требуемые усилия.
Это технический коридор,где размещались трубы и провода. Он идет параллельно тому коридору, что связывает между собой склады и казематы, а также другие помещения. Еще один коридор шел через казармы.
Так что, всего тут три параллельных коридора. Из них технический и средний,связывающий казематы, идут не прерываясь.Лишь в отдельных местах они заложены кирпичем, тогда приходится выходить. А так - почти целый час можно идти непрерывно внутри форта, не выходя на поверхность.
На полу лежит старинная мощная дверь
А здесь дверь в подъемную шахту - вполне себе еще жива!
Остатки подъемного механизма.
Две площадки, одна поднималась, другая в то же время опускалась.
Колеса подъемного механизма. Мне попадались кое-где на фортах шахты, где эти подъемники даже работали. А где - не скажу. ибо люди не всегда хорошие читают мои блоги.
Идем дальше. Еще одна железная дверь.
Это полки для боеприпасов.
Здоровенная труба для вентиляции.
Здесь крепилась электрическая проводка. Это только дебилы-сталинисты думают, что их полоумный кумир принял Россию с сохой. На деле - Россия была страна с развитыми технологиями, электричеством, самолетами, крейсерами, огромными бетонными крепостями, здесь изобрели вертолеты, радио, телевидение, открыли давление света, и много что еще.
Входим в помещение, где стоят какие-то огромные печи. Возможно, они гоняли теплый воздух по казематам форта?
Два огромных цилиндра, служивших печами.
Топка.
В следующем помещении какой-то старинный рабочий станок. Что-то на нем делали.
Здесь, вероятно, был пульт управления двигателями и печами.
Даже слово "Двигатель" осталось. Это уже довоенная эпоха, 30-е годы.
Почти все лестницы наверх - в таком вот состоянии.Проржавели и разрушились. Еще бы - им 105 лет...
Коридоры темные прервались, пришлось выбраться наружу, идя внешним коридором через казармы. Здесь светло
Возвращаемся в темные коридоры. Вот тут уже подъемник в более сохранившемся виде.
Цепь подъемника.
Снова идем по бесконечному техническому коридору.
А вот и целая лестница наверх! Но мы ею лишь полюбовались, идти по ней не стали.
Пусть остается и дальше целой! А то чье-нибудь упитанное тело сломает пару ступенек своим весом, набранных долгими годами поедания пельменей, и не будет больше этой красоты...
Какое-то помещение с огромными баками для жидкости. Металл клепанный, а не сварной. Совсем в старые времена их делали
Снаружи осмотрели погреб - ледник. Красивый.
А форт все не кончается... Шли,шли - а до правого фланга все еще далеко.
Посмотрим пока немного на форт снаружи. Красиво и мощно! Вот вам эпоха Николая Второго.
Снова заходим внутрь. Тут какой-то механизм, нам неведомый.
Дошли до помещения с кучей труб. На них щелочные сталагмиты. Снаружи валялся ротор от генератора, а внутри мы увидим статор.
Вот он, статор от генератора. Видимо, его приводил в работу теплый воздух от печей. Или печь на жидком топливе.
Снова по коридору через очередные казармы.
Романтика заброшенности на всеми забытом историческом объекте...Сто лет назад здесь ходили тысячи матросов и офицеров, кипела жизнь...
Теперь здесь тишина...
Дошли до правого фланга. Осталось лишь одно помещение, возле прожекторной шахты, но оно без коридоров, и мы пойдем теперь осматривать форт поверху. Бросаем взгляд на крепость снаружи. Отсюда видно всю ее гигантскую мощь....
На все это ушло больше часа, а еще идти и идти, изучать с другой стороны.... Но об этом - в следующий раз в моем блоге, оставайтесь на связи!
-------------------
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063