По Невским рубежам. Часть 1. Невский укрепрайон , линия обороны советских войск в 1941-44 годы

Sep 11, 2017 14:04

В минувшее воскресенье мы совершили поход в окрестности реки Невы, где посмотрели сначала исторические места, связанные с советской обороной во время Великой Отечественной войны, а затем - древнерусскую крепость Орешек, которая защищала наши земли в Средние Века, связав таким образом два периода нашей истории. В первой части нашей поездки мы осматривали советские рубежи у станций Теплобетонная и Черная речка, вспоминая те события, которые здесь происходили. Этому и будет посвящен мой фотоотчет в первой части рассказа.




Историческая справка. 22 июня 1941 года Германия нападает на СССР, происходит всем известная катастрофа 1941 года, когда почти вся советская армия за несколько месяцев уничтожается, а немцы к осени выходят к стенам Москвы и Ленинграда. Срочно перебрасываются части с Дальнего Востока, мобилизуются новые солдаты, набирается ополчение, возле крупных городов возводятся оборонительные рубежи. На Лужском рубеже немцев задержали на целых 45 дней - благодаря этому Ленинград смог эвакуировать значительную часть населения и лучше подготовиться к обороне, но потом он был прорван, немцы вышли к Красногвардейскому укрепрайону (возле нынешней Гатчины). Там они снова встретили сопротивление, но это уже не могло принципиально изменить судьбу города - немцы сначала перерезали все железные дороги, что уже по факту значило продовольственную блокаду Ленинграда, затем прорвали рубеж и подошли вплотную к городу, заняв левый берег Невы от устья Тосны до невских истоков, и у Ленинграда осталась связь с землей только по водам Ладожского озера. Если бы немцы переправились на правый берег и захватили бы еще и Ладожское побережье - город бы неминуемо погиб в считанные недели. У войск Ленинградского фронта были две жизненно важные задачи - во-первых не допустить прорыва немцев на правом берегу, сохранив "Дорогу Жизни", во вторых - попытаться прорвать блокаду и соединиться с Волховским фронтом, что удалось сделать лишь к январю 1943 года, потеряв огромное количество солдат в безуспешных попытках на Невском пятачке, Любанской и Синявинских операциях, где погибло около полумиллиона человек. Под Лениградом немцы укрепились очень сильно, поэтому Прорыв Блокады был очень сложным, но очень важным делом, после которого весь ход войны, как и после Сталинграда, был окончательно повернут в другую сторону.



Итак, мы сели в электричку 8.56 от Финляндского вокзала, идущую на Невскую Дубровку. Похоже, что это самый набитый поезд из всех, что отправляются с этого вокзала - в нем ехала просто огромная армия пенсионеров-дачников, которые массово вышли на платформе "Дунай". А мы ехали почти до конца ветки, и в 10.20 вышли на платформе "Теплобетонная". Эта остановка очень странная - она затеряна в глухих мрачных лесах, здесь вообще нет домов, и кроме нас вышла лишь одна бабуля с корзинкой, чтоб пособирать грибы.



Здесь несколько лет трудились замечательные люди - энтузиасты из поисковых отрядов, которые находят санитарные захоронения времен войны, перезахоранивают бойцов в нормальных могилах, а также опознают их по документам и медальонам, сообщая их семьям и потомкам, что их родственник наконец-то найден и больше не числится пропавшим без вести.



В некоторых ямах обнаруживали около полутора тысячи солдат, в пылу боя сваленных по-быстрому в одну яму, а потом присыпанных землей. Этот титанический и благородный труд поисковиков, местных жителей, просто добровольцев-энтузиастов и историков - достоин всяческого уважения... Теперь здесь появилось много братских захоронений, отмеченных памятниками, мемориал приобрел цивилизованный вид. Спустя 70 лет вернулась память о защитниках Ленинграда.



Смерть объединила всех - мусульман и христиан, верующих и атеистов, людей всех национальностей и взглядов - все они погибали за Ленинград...



У плит с именами солдат лежат пробитые каски. Их здесь много. Каждая такая каска - это чья-то жизнь...



На поляне установлен памятный крест, сваренный из рельс. Возле него установлены противотанковые ежи, сделанные из них же - такие часто использовались при обороне Ленинграда.



Здесь есть и могила пограничника Алексея Гарькавого. В Петербурге в честь него названа улица в Красносельском районе. Он погиб на Невском Пятачке 29 октября 1941 года.



Большинство из погибших здесь - это те, кто атаковал немецкие позиции возле Невского Пятачка, в первую очередь здание Кировской электростанции, откуда немцы вели огонь по нашим переправляющимся солдатам. Многие солдаты погибли здесь, на правом берегу, от немецких обстрелов - немцы очень активно стреляли по берегу, чтоб убить как можно солдат еще до того, как они начали переправляться через Неву, а только начали сосредотачиваться на побережье.



В этом месте есть не только захоронения, но и оборонительные сооружения. Если пойти направо, в сторону Невской Дубровки - то можно увидеть советскую огневую точку времен Великой Отечественной войны. - ЖБОТ (железо-бетонная огневая точка)



ЖБОТы не были рассчитаны на очень долгую оборону, в отличие от ДОТов (ДОТ-Долговременная Огневая Точка), но какое-то время могли защищать сидящего в нем пулеметчика от пуль и осколков снарядов.



Большинство ЖБОТов собирались из отдельных блоков, как конструктор.



Этот ЖБОТ был разрушен, но какие-то энтузиасты собрали его заново, подперев для надежности бетонные блоки поленьями. Теперь его исторический облик восстановлен.



Внутрь можно залезть, что я и делаю. Здесь довольно тесно. Больше двух человек с пулеметом не влезли бы.



Через такую амбразуру велся огонь из пулемета.



У нас в группе были дети, и для них знакомство с советскими укреплениями было очень познавательным - они смогли своими глазами увидеть и пощупать руками оборонительные сооружения, узнав лучше свою историю.



Советская оборона на правом берегу не расслаблялась до самого прорыва блокады - известна как минимум одна попытка немцев переправиться через Неву и занять позиции на правом берегу, но их десант был уничтожен. В 1942 году были планы снова это осуществить и перерезать "Дорогу Жизни", но тогда немцы столкнулись с войсками Волховского фронта, которые в этот момент начали наступление, чтоб снова попытаться прорвать блокады, и немцам перешлось бросить войска туда, забыв о своих планах.

Ну а мы пошли дальше по лесу.



Скоро мы увидели тропинку, по которой можно было выйти к Неве. Берега Невы здесь заболоченные, заросшие хвощом, папортником, заваленные корягами. Но здесь была расчищенная точка для рыбалки, с песчаным дном и прозрачной чистой водой.



Отсюда видно то проклятое место, где сидели немцы, стрелявшие с крыш по нашим переправляющимся войскам - электростанция Кировска. Всю войну оттуда не могли выбить фашистов, и несли от этого огромные потери. Окончательно она была разрушена лишь в 1943 году вместе с сидящими там немцами, после войны отстроена заново.



Нормальная грунтовая дорога кончилась возле Ладожского моста. Дальше мы шли по сомнительной небольшой тропинке.



За Ладожским мостом вся земля просто изрыта огромным количеством советских окопов и траншей - они тут везде, их очень много.



Нашей целью был мемориал " Винтовка ". Здесь похоронены участники Прорыва Блокады.



О нем я подробно писал вчера в отдельной заметке. Прочитайте и посмотрите фотографии здесь:

Память о войне. "Мемориал Винтовка"

А тут кратко еще скажу, что стоит обратить внимание на фамилии похороненных бойцов и годы рождения. В основном это люди возрастные. Кому-то 35, кому-то 40 лет - это говорит о том, что все люди обычного призывного возраста уже сгорели в котле мировой войны, призывали тех, кто остался.



Нашей конечной целью здесь была станция Черная Речка, где был крупный узел обороны Невского укрепрайона. Нужно было сначала дойти до железной дороги, по которой туда можно было дойти быстрее всего. Грунтовка, которая вела к железнодорожному полотну, уперлась в болото, пришлось идти по чавкающей жиже.



Пошли по путям.



У рельс отдыхала жирная змея. Но когда я начал щелкать фотоаппаратом, ей это не понравилось, и она поспешила убраться в кусты.



Перешли по мосту Черную речку. Она весьма живописна.





А вот и наша цель - артиллерийский ДОТ, стоявший возле пересечения железной дороги и шоссе.



Сооружение намного более мощное, чем ЖБОТ. Такое укрепление могло выдерживать попадания снарядов. Сверху ДОТ был замаскирован под холмик.





Через широкую амбразуру велся огонь из артиллерийского орудия.



На ДОТе есть памятная табличка. Это хорошо, иначе его бы превратили в помойный бак - такое часто у нас происходит с военными памятникам. А так - хоть кто-то удержится от швыряния мусора.



Здесь есть еще 2 укрепления - но нам надо было спешить на электричку, чтоб доехать до станции Петрокрепость, а оттуда попасть в крепость Орешек. И мы их оставили на будущее. Как нибудь еще приедем сюда, чтоб изучить этот район поглубже.

А этот участок нашей программы закончу фотографией советского паровоза, который стоит у станции Петрокрепость. Он привез первый состав из Ленинграда на Большую Землю после прорыва блокады в январе 1943 года.







А про посещение крепости Орешек я расскажу в следующей статье. Спасибо за внимание!

Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте рублей 30-40 на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения!
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

черная речка, операция искра, братская могила, великая отечественная война, советская оборона, мемориал, прорыв блокады, невский пятачок, блокада ленинграда, жбот, 1943, походы, теплобетонная, вторая мировая, дот, невский укрепрайон, оборонительный рубеж

Previous post Next post
Up