Вот и наступил Новый походный Год!) С чем и поздравляю и нас, и вас, читатели, и себя! И сразу же мы отправились в путь, потому что бесконечные застолья, обжираловки, попойки, сидение дома - это не для нас! 2 января, рано утром, мы встали - и поехали по очень интересному и замысловатому маршруту, чтоб побывать в бывшей усадьбе Нобелей, посмотреть природу тех мест, а в конце пройтись по вечернему Выборгу. Усадьба Нобелей в поселке Ландышевка была главным объектом нашего исследования, и об этой части путешествия сейчас я максимально подробно и расскажу, сопровождая рассказ фотографиями
1.Дорога
А дорога была и правда замысловатой ! Потому что вся западная часть Карельского перешейка довольно труднодоступна тем, кто ездит общественным транспортом. Там проходит одноколейная железнодорожная ветка без проводов, по которой дважды в день ходит дизель (летом добавляется еще один поезд), причем утренний дизель идет не от Петербурга, а от Зеленогорска, куда петербуржцам тоже надо еще доехать. Из Зеленогорска дизель отправляется в сторону Выборга в 8.40, проходя через поселок Советский и город Приморск. Раньше , чтоб успеть на него, пришлось бы выезжать совсем рано, но сейчас от Удельной отходит в 8.05 "Ласточка", которая прибывает туда в 8.28, и благодаря этому можно было выезжать чуть попозже. В 7.50 мы были на станции, купили билеты сразу на два поезда, потому что в Зеленогорске на это времени не будет - надо успеть перебежать с одной платформы на другую, где ждет дизель, и сели в "Ласточку". Обычно в ней много народа, но 2 января было совершенно пусто, и ехали мы в тишине и комфорте.
Прибыв в Зеленогорск, сразу отправились с 1-ой платформы на 3-ю , где уже стоял современный дизель РА-2, чтоб занять поскорее места. Однако опасения были напрасны: в этот день население России еще массово продолжает бухать, и в поезде, кроме нас, за всю дорогу было лишь несколько человек.
Дизель РА-2 - это современный поезд российского производства. Для меня - один из самых любимых поездов. В нем очень комфортно! Он небольшой и уютный. На фото наши путешественники - Вика и Миша.
Ехать нам надо было 2 часа 20 минут. А весь путь, когда он идет вечером из Петербурга в Выборг, занимает почти 4 часа! При том, что по обычной ветке поезд до Выборга идет вдвое больше. Но там и расстояние чуть меньше, километров на 20, и электричество есть, а главное - там две колеи, и не надо никого пропускать. В общем, ехал наш поезд тихо и медленно, и поэтому в нем очень хорошо спалось.
А вечно бодрый Миша не спал. Ходил, и всех фотографировал. Автор пошел другим путем, спал до тех пор, пока полностью не рассвело, а было это лишь за полчаса до нашего прибытия.
И куда это мы приехали? Вокруг никакой цивилизации, лишь белая мгла...
Вот такой он, Советский... Сам поселок находится от станции на некотором расстоянии, а здесь лишь его глухие окраины.
Это снежное поле - и есть станция. Здесь множество путей, но все занесло снегом. Поэтому о том, что мы на станции, догадаться сложно - проводов над головой нет, рельсы не видно...
2.Колодец Нобеля
До Ландышевки идти пешком около двух с половиной километров. Есть две дороги - шоссе к северу от железной дороги, и грунтовка к югу. Мы пошли по грунтовке, потому что она шла через лес, и окрестности были весьма живописны.
Дойдя до Ландышевки, свернули по улице Колодезной - она вывела нас к старинному колодцу, над которым стоит небольшой павильон, сделанный из гранитных валунов.
Это мощное строение сооружено по заказу владельцев усадьбы Нобелей, что была здесь сто лет назад, и называлась тогда она Аль-Кирьола.
Колодец не только работает, но и выглядит замечательно. Все чисто, красиво, изящно..
В отличие от обычных деревенских колодцев, здесь не ручка, а ворот. Рычаг у такого колодца больше, поэтому поднимать ведро можно с помощью минимальных физических усилий. Мы набрали воды - она, как всегда на Карельском перешейке, была очень вкусной.
3.Постройки усадьбы Аль-Кирьола
Колодец был на окраине бывших владений Нобелей - имение было очень большим. А теперь мы дошли до центральной части, где тянется от шоссе к морю длинная липовая аллея.
Усадебный дом не сохранился - его взорвали финны во время Зимней войны, когда пришлось отступать, чтоб усадьба не досталась врагам, то-есть нашим войскам. Но хозяйственных построек усадьбы сохранилось много. И многие из них используются по сей день. Вот одна из них. Хороший жилой дом
В одной статье об усадьбе писали, что изначально здесь было зернохранилище. Дом был очень изящным, с кучей замысловатых пристроек. Со временем форма слегка упростилась.
Над двухэтажным домом печная труба, а у дома лежат дрова - дом с печным отоплением.
Еще одно обитаемое здание. Стиль откровенно финский. Сразу можно понять, что оно относится к той эпохе, когда здесь жили финны, пока их не вытеснили наши войска.
Недавно мы гуляли в Печорах - городе Псковской области, расположенном на границе с Эстонией. 25 лет Печоры были эстонскими, и за это время там построили множество эстонских домов. Эстонцы - народ финнам родственный, и архитектура там тоже похожая по стилю, а не только лишь язык. Этот домик мне напомнил печорские эстонские домишки
Он не только обитаем, но и выглядит весьма опрятным, ухоженным, внутри жизнь кипит
Самое интересное, что этот дом во времена Нобелей тоже не был жилым. Здесь была местная электростанция
Здание было крепким и добротным, прошло сквозь все лихие годы, и стало хорошим жилым домом нынешним жителям поселка. Ему повезло, а похожие дома в глухих местах простаивают. Финны жили часто хуторами,. вдали от крупных сел, и поэтому заброшенных построек в наших лесах полно - наше население обособленно жить не любит
Возле окон есть вот такие узоры.
Сохранились и конюшни усадьбы - два больших здания. Причем недавно они даже использовались по назначению
В начале 2000-х семья местных предпринимателей возродила усадебные конюшни, сделала ремонт, купила лошадей. Но бизнес в России всегда лотерея, и со временем у них кончились деньги. Лошадей стало не на что кормить. Они стали медленно умирать. Наконец жители поселка подняли шум, и власти конфисковали несчастных животных. К этому времени часть лошадей успела умереть. Некоторых удалось спасти, вылечить и пристроить. А конюшни оказались заброшенными. Сейчас они ничейные, то-есть в собственности муниципальных властей.
Весь сделанный ремонт пропадает зря - все постепенно разваливается, причем не без помощи местных вандалов, которые тут старательно все ломают, реализуя древние обезьяние инстинкты.
Внутрь можно попасть, мы влезли через окно, но вдали потом обнаружилась и дверь.
Исследуем интерьеры
Стойла для лошадей
Еще одно помещение со стойлами. Каждое здание могло разместить десятка два лошадок.
На стене написан распорядок дня лошади - когда поить, когда кормить.
Кормушка.
Шкафчики
Красивая старинная печь
Конюшни отапливались , лошадки не мерзли
Лестница наверх
Здесь был сделан неплохой ремонт, все было беленькое, чистенькое. Много жилых помещений. Видимо в расчете на то, чтоб здесь жили работники конюшен и самой усадьбы
Внутри полный погром. Такую картину я наблюдаю очень часто в брошенных домах. Тут же появляются вандалы, которые все переворачивают, ломают, потрошат. На столе литература из детства тех, кто рос в 90-е - книга про Тарзана
Чье-то семейное фото в рамке. Кто эти люди? Кому-то они были дороги, но владелец исчез
Оставил после себя только православный календарь 2007 года. Лошадей конфисковали в 2005, значит еще пару лет кто-то тут жил, пока полностью все не замерло.
Здесь спали
В конце второго этажа мы нашли большую комнату, где было много мебели, на полу местами ковры , много столов и диванов. Это явно была комната отдыха.
Вид из окна на второй корпус конюшен. Внизу гуляют местные
Диван. Мягкий, проверял лично, пока сидел на нем и пил чай.
Из "комсомолки" 2008 года мы узнаем всю правду о Вселенной.
Приняли решение перекусить здесь, потому что на улице ветер, метель, мороз...А тут тихо.
Идем осматривать усадьбу дальше. Выходим на берег Финского залива
На нем расположилась длинная валунная постройка. В дальней ее части к кусочку старинного здания пристроили современный дом, а ближняя часть заброшена.
Дорог никаких нет, идем по колено в снегу. Дует ветер, в лицо летит снег, прямо полярная экспедиция!
Такие строения - воистину северные, потому что валунные постройки больше всего характерны для финнов и шведов - я люблю больше всего. В них есть и красота, и мощь, и надежность.
Такой дом мог бы использоваться как крепость.
Жалко, что именно он и оказался заброшен. Вот его бы в первую очередь восстанавливать! Какая была бы красота! Валунный двухэтажный дом - что может быть шикарнее? Настоящий замок был бы! Интересно, как он использовался в те времена, когда тут была усадьба?
В подвале своды и перекрытия кирпичные. Очень надежные, ни единого кирпичика не падает сверху. А ведь построено больше ста лет назад! Вот что значит качественная стройка! Сравните с тем, что строят у нас сейчас...
Нижний этаж вообще шикарный, множество помещений, есть где погулять, где укрыться... И все мощное такое...
Первое , что я вспомнил, попав сюда - это Кронштадтские форты, построенные в 19 веке. В них казематы для батарей выглядят примерно так же. Кто был на фортах 1 и 2 южном, а также 3, 5, 7 северных - тот поймет, о чем я. Это здание - словно форт, такое же суровое и мощное.
Показав основные достопримечательности, теперь расскажу про историю этих мест. Обычно блогеры делают наоборот - сначала идет длинный нудный текст с кучей ненужных подробностей, скаченный из интернета, куда вставляются всякие древние фото и какие-то рожи, и лишь потом чуть-чуть покажут то, что можно увидеть. Это не наш метод. Гуглить может кто угодно, а вот увидеть своими глазами , сидя дома , пока вряд ли возможно, поэтому главное - помочь это сделать читателю, сделав хороший фотоотчет. Ну а потом можно и рассказать, причем то, что обычно ускользает от обычного пользователя, а также блогеров-копипастеров и гидов, читающих текст по методичке. А рассказать-то тут есть что, весьма важного...
Итак, кто такие Нобели? Фамилия сразу вам напомнит про Нобелевскую премию , и не зря
Нобелевскую премию учредил Альфред Нобель, шведский ученый, известный изобретением динамита - эффективной и практичной взрывчатки, давшей небывалый прогресс развитию оружия. Сей великий человек часть своей жизни прожил в Петербурге, так что может по праву считаться петербуржцем. Но усадьба связана не с ним, а с его братом, Людвигом Нобелем. Кстати, именно с Людвигом и связано появление Нобелевской премии. Дело в том, что Людвиг умер раньше Альфреда, и журналисты перепутали братьев, написав некролог Альфреду. В некрологе изобретатель динамита прочитал о себе то, что в истории он остался как изобретатель средства для убийства людей, и решил после этого сделать так, чтоб войти в историю не как убийца мирового масштаба. Свои богатства он завещал оставить на финансирование премии за выдающиеся открытия в области науки.
Людвиг Нобель (1831-1888) большинству россиян вообще не известен. Хотя личность его не менее яркая. Рожденный в объединенном государстве Швеции и Норвегии (было тогда такое интересное королевство, состоявшее из двух частей), он был не только талантливым ученым, инженером, техником, но еще и предпринимателем. Все то, на чем паразитируют нынешние сырьевые короли в России, ничего не сделавшие своими руками, и владеющие миллионами совершенно незаслуженно, создал Людвиг Нобель. Этот человек был круче, талантливее,. умнее и способнее, чем Сечин, Абрамович, Потанин и остальные олигархи, вместе взятые. Людвиг Нобель основал в России нефтяной промысел. И при нем появился первый российский нефтепровод.
Кстати, Людвиг Нобель был тоже петербуржцем , так как жил и работал у нас, и после смерти в Каннах, где он лечился, похоронен был на Смоленском кладбище в Петербурге. А усадьба Аль-Кирьола связана уже с именем его вдовы, Эдлы Нобель, жившей здесь до революции, а после нее уехавшей в родную Швецию, где она и умерла в 1921 году. Вот все, кто рассказывают про усадьбу, говорят в основном о ней - о том, сколько она посадила деревьев, как она делала курсы образования для девочек, и многое другое. Но по-моему, здесь важна как раз не сама Эдла, а личность ее мужа. Потому что размах усадьбы тесно связан именно с тем, что здесь жил первый нефтяной магнат России. Причем не такой, как нынешние, кто просто хапнул долю от распада СССР, а такой, кто создал все сам, с нуля, родившись в бедной семье, и не имевший никаких стартовых преимуществ.
Если большинство усадеб России связаны с трудом крепостных крестьян, с помещичьим землевладением, то усадьба Нобеля связана с трудом, умением созидать, в ней нет наследия эксплуатации людей. Наоборот, усадьба создавала рабочие места для финнов, улучшала быт местного населения.
Кстати, Людвиг Нобель не только нефтью занимался в России. С ним же связано появление первого в России дизеля. Но это было побочным продукторм развития нефтяного дела. В первую очередь нефть добывали для производства керосина. Керосин был тогда невероятно востребованным товаром - электрического и газового освещения в деревнях, а также частных домах не было, керосиновые лампы почти сто лет были главным осветительным прибором в домах.
Добыча нефти позволила удоволетворить потребности страны в керосине, и принесла таким образом свет в самые отдаленные уголки страны. Это качественное изменение образа жизни - до этого можно было освещать дом или свечами,или вообще лучиной. Керосиновая лавка была в каждой деревне
Позже керосин стал топливом для самолетов, а из нефти стали добывать бензин для автомобилей, а также делать дизельное топливо, на котором ходит тот самый дизель РА-2, что привез нас сюда.
4. Большой камень в поселке Советском. "Расколотое сердце или ...."
Из Ландышевки мы вернулись в Советский. В планах было поехать посмотреть вечерний Выборг, но с нами была очаровательная жительница этого поселка, которая убедила нас прогуляться немного и здесь тоже. Да я и сам этого тоже хотел, потому что давно на примете держал гигантский валун на берегу Финского залива, что есть в этом поселке. Вот мы и направились туда, слушая попутно ее рассказы о поселке, который раньше назывался красиво - Йоханнес!
На берегу увидели мемориал, прочитать надпись на котором оказалось невозможным - она покрыта слоем льда.
А вот и красавица Мария из Советского, что провела нас коротким путем к камню.
Живописное побережье Финского залива. Шел снег, приходилось прятать от него лица. Погода суровая, но настоящий путешественник рад любой погоде!
Камней на полуострове много, все склоны берега завалены ими.
А вот тот красавец, к которому мы шли. Сбоку выглядит как обычный для карельских мест здоровенный валун.
А вот с другой стороны видно, что он расколот, причем на несколько частей. Две половинки, а между ними еще осколки
Наверно в древние времена было немало мифов и преданий, как какой-нибудь бог грома расколол его своим ударом, и камень точно был культовым в языческие времена...Но и в наше время его считают достопримечательностью, пишут о нем даже на сайте поселка Советского.
Некоторые туристы назвали его "Разбитым Сердцем". Словно несчастная любовь расколола его...По-моему, это самое романтичное сравнение.
Мария на фоне камня. Можно оценить масштабы валуна, сравнивая его с женской фигурой рядом.
Иду осматривать с боков, а потом и изнутри
А в трещину можно влезть без проблем - даже для меня она оказалась весьма просторной. По сути, внутри камня существует небольшая пещера, где можно даже при желании заночевать
Фотографирую группу изнутри, а Миша фотографирует меня
Огромная каменная глыба над моей головой
Через извлистую трещину можно выйти с другой стороны валуна, внутри которого я сейчас нахожусь, но это лучше отложить на лето, так как под снегом не видно, на что я наступаю.
Под ногами скользкие камни, и слететь с них куда-нибудь не хочется, так что отложим на сухие и теплые времена
Следом за мной внутренности "разбитого сердца" стали изучать и другие путешественники.
Или не сердца? В интернете камень упорно ассоциируют с жопой. Две половинки камня - как две половинки задницы.Если настроение туриста далеко от романтики, то камень и правда будет напоминать об этой части тела. Ну что ж, почему бы и нет, жопа - тоже часть природы, а все, что естественно - не безобразно.
Однако в России слишком много мест, которые можно назвать жопой, только не за форму, а за содержание. Слово "жопа" вертится на языке при посещении большинства далеких уголков нашей страны, где видно разруху, отсталость, бедность, убитые дороги, разваленные заводы... Поэтому не будем втыкать его еще и сюда. Пусть этот камень будет расколотым сердцем. Любовь зла, и она может крушить даже гигантские камни...
А мы идем к автобусной остановке. Вот остановку мне бы хотелось назвать словом на букву Ж намного больше, потому что первый автобус по расписанию вовсе не пришел, а следующий изрядно опоздал. Мы простояли под сильным ледяным ветром более получаса, изрядно промерзли, и отогрелись лишь уже в Выборге, когда интенсивно ходили. Впрочем, бывало и хуже - однажды в блоге я писал, как в Приозерске автобус пришел через полтора часа, а из Волосово уехать было вообще невозможно. Это Россия, детка, привыкай и не ной.
Но у остановки тоже было что посмотреть. Мария отвела нас к старому каменному дому прямо в центре поселка. На форуме одного из областных сайтов я прочитал, что это одна из многочисленных каменных хозяйственных построек Йоханнеса, наверно финский амбар, а может помещение для скота. У нас есть похожие в Волосовском и Лужском районах, и тоже каменные. Только этот финский дом намного добротнее и надежнее.
Финны приезжают сюда, гуляют по тем местам, откуда вынуждены были бежать в детстве. А еще приезжают сюда их дети, чтоб побродить по земле отцов и дедов. Кто-то из них повесил на доме табличку - в память о живших здесь своих предках
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063