Весна в Крыму 1944. Часть 1. Предчувствие "2-ого Сталинграда"

May 01, 2014 23:14



Десантная баржа с немецкими солдатами, эвакуированными из Крыма, швартуется в порту Констанцы, Румыния. 1944

В эти дни 70 лет назад советская армия штурмовала Севастополь и заканчивала полное освобождение Крыма.
Остатки немецкой 17-й армии, румынские и "восточные" части стекались к мысу Херсонес, чтобы быть эвакуированными в Констанцу морем и по воздуху.
Но приказа о начале эвакуации не было. Берлин настаивал на продолжении сопротивления и удержании Крыма. Ситуация грозила зеркальным повторением катастрофы 1941 года, когда точно в этом же месте оказались запертыми советские части 10 месяцев оборонявшие Севастополь. Среди отрезанных немцев поползли слухи о приближении "2-ого Сталинграда".

Далее выдержки из работы немецкого историка Андреаса Хильгрубера и архивных документов немецкой 17-ой армии с комментариями российских источников, которые позволяют представить хронику тех дней изнутри и, возможно, помогут ответить на вопрос "Была ли немецкая эвакуация 1944 г. из Крыма успешной?"

ВСЁ БРОСИТЬ ИЛИ СРАЖАТЬСЯ ДО КОНЦА?



Гросс-адмирал Карл Дёниц и Гитлер

16 октября на совещании в ставке заверения главнокомандующего кригсмарине гроссадмирала Деница существенно укрепили Гитлера в его решении удерживать Крым и произвести эвакуацию морем только в крайнем случае. При этом Дениц указал Гитлеру на отрицательные последствия, которые может повлечь за собой потеря Крыма для военно-морской обстановки на Черном море. 27 октября на следующем совещании в ставке фюрера Дениц гарантировал достаточное снабжение 17-й армии по морю (50.000 т грузов в месяц) и представил данные о имеющемся в распоряжении тоннаже, который может потребоваться для возможной эвакуации. Из этого следовало, что при имеющемся тоннаже каждые 4 дня (столько времени занимал путь туда и обратно) могли быть перевезены 20.000 человек. Для полной эвакуации 200.000 человек 17-й армии требовалось минимум 40 дней, а при плохих погодных условиях - даже 80.
В отличии от "моряков", крымское командование Вермахта было уверено, что полуостров невозможно будет удерживать в течение всего необходимого времени под натиском противника и что "флот был прав с технической точки зрения, но слишком мало задумывался об общей оперативной обстановке".



Хочешь жить - долби норы. Грунт в Севастополе каменистый.

Гитлер встал перед непростым выбором. Слишком многое решалось в Крыму. Немецкое командование настаивало на удержании Крыма не только из оперативных соображений, но учитывало и политические последствия этого мероприятия. Крым был важнейшей авиабазой на направлении румынских нефтепереработок и мог служить базой для отправки десантов на болгарское и румынское побережье.
"24.4. фюрер заявил по вопросу о значении удержания Севастополя следующее: "Учитывая общую обстановку, потеря Севастополя может стать последней каплей, достаточной, чтобы переполнить чашу, Турция уже резко отрицательно реагировала на отход из Крыма. В случае сдачи Севастополя она может перейти в лагерь противника. Это окажет сильное влияние на Балканские страны и может также повлиять на позицию остальных нейтральных государств…

SEIN ODER NICHTSEIN, DAS IST HIER DIE FRAGE!
(Быть или не быть....)

Прежде всего, командование 17-й армии рассматривало эвакуацию морем как катастрофу еще и потому, что до начала 1944 г. в Крыму находилось только полторы немецких дивизии, поэтому в случае прорыва могло оказаться, что советские войска окажутся в Севастополе быстрее немецких. Именно поэтому с момента окружения командование 17-й армии добивалось от ОКХ деблокирующего наступления из района нижнего Днепра, чтобы открыть путь через Перекоп. В то же время флот, в сознании своей боеготовности и превосходства над пассивным советским Черноморским флотом, пребывал в твердой уверенности, что предполагаемая эвакуация армии морем из Крыма в Одессу и Констанцу по согласованному плану не представляет неразрешимой задачи, и что драматизация обстановки сухопутчиками не соответствует реальному положению.



Советская армия наступает на Одессу

3 марта из района Шепетовки началось новое мощное советское наступление. 10 апреля была оставлена Одесса, бывшая до сих пор главным пунктом снабжения Крыма. Единственной оставшейся базой снабжения оставалась теперь Констанца, находящаяся в 200 милях (воздушная линия Констанца-Севастополь - 390 км!). И без того недостаточный тоннаж в связи с увеличением пути подвоза уменьшился почти на треть. Время движения тихоходных конвоев теперь составляло 20 часов. Именно от этого пути зависела судьба 17-й армии в Крыму.
В конце марта, когда советские войска прорвались в Бессарабию, Буковину и Северную Молдавию (то есть, уже на бывшую румынскую территорию), маршал Антонеску направил Гитлеру новое обращение с предложением «добровольно» оставить Крым. В письме от 27 марта Антонеску писал, что «До эвакуации Одессы теперь есть последняя благоприятная возможность эвакуировать Крым. Позже это можно будет сделать с большим трудом». В тот же день на совещании командующих группами армий Гитлер заявил, что Крым необходимо удерживать.
10 апреля советским войскам удалось прорвать фронт в районе Томашевки и выйти на оперативный простор. Румынская 10-я пд в полном беспорядке устремилась к югу. Для начала действия плана по эвакуации «Адлер» были все основания. 17-ю армию мог спасти от полного уничтожения только рискованный ускоренный отход в Севастополь.
Только в 22:45 11 апреля Шернер получил сообщение, что Гитлер одобрил его ходатайство об отходе 17-й армии в район Севастополя. Можно было приступать к эвакуации из Севастополя румынских и немецких тыловых служб и войск обеспечения, раненых и других войск, которые будут стекаться в тесный оборонительный район.

Комментарий наших источников:
Самые удивительные чудеса, показали румынские войска - 17 701 сдались в плен, потеряв убитыми 49 человек. Кстати, именно румыны первыми достигли Севастополя «почти полностью», как пишет немецкий историк, забывая упомянуть, что некоторые для скорости бежали, сняв ботинки и бросив тяжёлые карабины.
Немцы отступали более организованно, пытаясь организовать оборону, от того и потери понесли значительно существенные, чем румыны.
По немецким данным к началу наступления наших войск, боевой состав 17 армии 235.000 солдат и офицеров.
По состоянию на 18 апреля в Севастополе собралось 124.233 в\с боевого состава 17 армии. 78.000 немцев и 46.000 румын
Здесь стоит учесть, что не учтенными остались части СС, СД, различные формирования татар, власовцев и тыловые части флота и авиации, не входившие в подчинение командующего армией.

12 апреля в полдень было принято решение, и в 14:15 генерал-лейтенант Хойзингер передал начальнику штаба группы армий генерал-майору Венку приказ Гитлера, в котором говорилось: «Севастополь удерживать в течение длительного времени, поэтому боевые части не подлежат эвакуации». Но всё же румынское военно-политическое руководство, отдало приказ об эвакуации румынских частей. Антонеску объяснял это тем, что «второго Сталинграда Румыния не выдержит». И действительно, до начала штурма Севастополя румынскими пароходами и авиацией удалось вывести 38.600 румын. Всех вывести не успели, при штурме в плен сдались 5.100 румын.
Итого, к началу нашего штурма Севастополя 5 мая в 17-ой немецкой армии, оставалось 64.700 в/с, в основном немцы, кроме 6.000 румын. Учитывая к тому два стрелковых корпуса (1300 в/с), доставленных в помощь крепости.



КТО БЫСТРЕЕ ДОБЕЖИТ ДО ПРИЧАЛА
Ранним утром 13 апреля 54 штурмовика и 6 бомбардировщиков ВВС Черноморского флота под прикрытием 42 истребителей совершили налет на Судак, потопив 3 больших десантных баржи с солдатами и офицерами, и 5 барж повредив. После этого противник уже не рискнул эвакуировать войска в Севастополь морем.
Пленный румынский лейтенант показывал: "Наша рота 13 апреля прибыла в Судак. Там скопилось много немцев и румын. Немцы грузились на баржи. Как только три баржи, переполненные солдатами, отчалили от берега, налетели русские штурмовики. На наших глазах все три баржи пошли ко дну. После этого румынские солдаты, находившиеся в порту и видевшие гибель немцев, категорически отказались садиться на суда. На причалах поднялась невообразимая суматоха. Приказы офицеров не выполнялись. Между немцами и румынами произошли кровавые стычки. Немцы также прекратили погрузку…
16 апреля командующий армией доложил, что боевой дух румын настолько упал, что они практически не могут защищать крепость. Их необходимо эвакуировать на материк. Это совпадало с мнением высшего немецкого командования, выступавшего из политических соображений за скорейшую переброску румын на материк.

Было решено вывозить из Севастополя только раненых, румынские войска и, частично, население. Насильственный вывоз советских людей германское командование использовало для прикрытия, рассчитывая на то, что летчики не будут уничтожать суда со своими согражданами. "Обычно в трюм грузились их солдаты и техника, а на палубы - женщины и дети. Последних специально предупреждали, чтобы они при появлении советских самолетов выбрасывали белые простыни и поднимали вверх плачущих детей…". За период с 20 апреля по 3 мая было эвакуировано 13.400 немецких и около 29.000 румынских солдат.



А как всё прекрасно начиналось. Курорт в чистом виде

Принимая во внимание абсолютное превосходство советских войск и собственное безысходное положение, несмотря на несогласие Гитлера оставить Севастополь, командование 17-й армии было вынуждено начать предварительную подготовку к неминуемой сдаче города. При этом все были убеждены, что несмотря на сопротивление, Гитлер вскоре отдаст приказ об эвакуации. До этого времени можно было отправить в Констанцу лишний персонал и румынские части, используя тоннаж возвращавшихся пустыми в Румынию транспортов (около 600 т ежедневно), официально предназначенных только для снабжения, и что более крупный тоннаж потребуется через один или два дня после принятия Гитлером решения об эвакуации из Севастополя.



Курорт кончился

9 мая в 17:12 командующий 17-й армией направил телеграмму в штаб группы армий, в котором говорилось, что штабы 17-й армии и 5-го корпуса должны быть эвакуированы на материк в предстоящую ночь вместе с 14 тысячами человек. Оставшуюся часть армии численностью 20 тысяч, или, возможно, 35 тысяч придется вывезти «одним конвоем» в ночь с 10 на 11 мая. Армия просила направить в Севастополь все имеющиеся корабли, чтобы обеспечить эвакуацию в эту ночь.



Херсонеcский аэродром. Май 1944

Утром 8 мая на аэродром Херсонес прилетел командир 1 -го авиакорпуса генерал-лейтенант Дайхман и направился в штаб армии, расположенный в форте «Максим Горький II» (нем. название комплекса укреплений береговой батареи №35. - Прим. ред.). Там он сообщил командующему армией, что авиация вынуждена будет покинуть Херсонес, как только аэродром попадет в зону обстрела советской артиллерии. Таким образом, действия люфтваффе над Крымом прекращались, хотя 1 -и авиакорпус должен был еще пытаться поддерживать 17-ю армию с материка и направлять из Мамаи самолеты Bf-110 для прикрытия морских конвоев. Но это не принесло какого-либо облегчения. По возвращении с Херсонеса Дайхман доложил в штабе группы армий о безнадежном положении армии. 9 мая советская артиллерия и авиация уничтожили аэродром на Херсонесе.

Немцам стало ясно, что конец близок. Пора было начинать спасение армии из Севастополя.
Хронику эвакуации читайте во 2-ой части.

Часть 2. Эвакуация
Часть 3. Кто виноват, что все не так?

Hillgruber A. Die Raumung der Krim 1944. Wehrwissenschaftlichen Rundschau. Heft 9,-1959.
Переводчик с немецкого - С.А. Липатов, редактирование осуществлено М.Э. Морозовым.
http://wunderwafe.ru/Articles/Krum/index.htm
Комментарии
http://www.proza.ru/2010/09/26/1417
Фотографии
http://forum.sevastopol.info/


Исторические зарисовки, Война

Previous post Next post
Up