Итак, собираюсь с силами и пишу.
В прошлый раз я была на «Спартаке» год назад, в Большом, и иногда буду вспоминать тот спектакль.
Новосибирская труппа мне понравилась, хотя, конечно, у кордебалета БТ класс выше.
Героини мне, пожалуй, тоже в целом больше понравились в московском спектакле. Впрочем, дуэты Жаровой и Полунина были красивы и лиричны, а последний так даже и чувственным. Эгина Одинцовой показалась неожиданно любящей. Ей нужен был триумф ради Красса, а не Красс ради триумфа.
Впрочем, в Новосибирск я полетела ради двух исполнителей - Зеленского и Полунина.
Каким будет Красс, я представляла - видела Зеленского в спектакле БТ. Каким будет Спартак, не представляла совершенно. Предполагала, впрочем, что свободолюбивым.
Красс, надо заметить, был другим, нежели год назад. На этот раз я увидела человека упивающегося властью. Скучающий? Пресыщенный? Как бы не так. Такому власть и почести надоесть не могут. И жизненные удовольствия он ценил, и Эгина его возбуждала. Красс самолюбив необычайно. И всегда держит себя в руках, дабы не проявить слабость, не уронить своё достоинство.
А Спартак? Он - вполне ожидаемо - больше всего любил свободу. И ненавидел насилие. В первом акте шаг за шагом рушится его мир (как во втором, к слову сказать, рушится мир Красса). Спартак теряет самое ценное - свободу. Он в плену, в кандалах. Он не уберёг любимую - она в рабстве. Впрочем, он даже в неволе умудряется держаться с достоинством, не склоняя головы.
Но тут Красс решает попробовать новое развлечение и Спартак вслепую бьётся с другим гладиатором.
И это переломный момент спектакля. Я чётко увидела переход Спартака от отчаяния - он на потеху завоевателям убил своего товарища - к решимости вернуть свободу, нет, не так, биться за свободу. И именно в этой сцене в нём появляется способность увлечь и повести за собой людей.
Когда я год назад видела в этой роли Васильева, я не сомневалась, что его герой способен повести за собой - его напору и энергетике трудно было противостоять. Но я не сомневалась и в том, что люди пойдут за Спартаком Полунина - он указывал высокую цель, звал к мечте, и за ним хотелось пойти. У Васильева в прыжках сила и мощь, у Полунина - полёт и стремительность.
Один из самых ярких моментов этого спектакля - это, конечно, поединок Спартака с Крассом.
Теперь в плену римлянин. Но Красс - человек смелый и готов встретить смерть. Только вот Спартак не способен убить безоружного и протягивает ему меч. Поединок, Красс обезоружен - и ощущает себя загнанным зверем. Нет, он быстро берёт себя в руки, но гладиаторы видят это его мгновение страха - какое унижение для самолюбивого римлянина. Красс ждёт смерти, но получает помилование - презрительное, как пощёчина. Да, это крушение. Поражение от беглого раба мучительно, пощада - невыносима.
И теперь цель жизни Красса - отомстить, уничтожить того, кто заставил пережить это унижение.
И что может сделать горстка гладиаторов против римского войска?
Тем более что Спартак, прямо скажем, не рождён быть военноначальником. Он способен поднять и повести за собой, но вот удержать - вряд ли. Он не будет никого заставлять - он слишком любит свободу и ненавидит насилие.
Но сам он будет сражаться до конца. Раненный, обессиленный, он будет подниматься вновь и вновь, пока не взмоет на пиках врагов.
А Красс Зеленского на этот раз после гибели Спартака казался не опустошённым, а сдержанно-торжествующим.
Анна Одинцова - Эгина, Игорь Зеленский - Красс
Анна Жарова - Фригия, Сергей Полунин - Спартак
Фотографич не очень чёткая, но не поместить невозможно!