От «Русского марша» оказалась большая польза. Выяснилось, что националистов по-прежнему мало, они по-прежнему не умны, угрюмы, агрессивны и поэтому вряд ли получат широкую поддержку в обществе. Самые умные из них понимают свои недостатки и пытаются выглядеть на публике респектабельно и как бы по-европейски.
Демократия, рыночная экономика и правовое государство не оставляют национализму никакого будущего. Идея преимуществ одной нации перед другой несовместима с равенством прав в демократическом государстве. Конечно, люди, списывающие свои неудачи не на собственную убогость, а на происки инородцев, скорее всего, не переведутся. Однако их политический успех возможен только в стране, пренебрегающей основными демократическими принципами и современным цивилизованным правом. Поэтому стратегический расчет националистов - на государство бесправия, в котором они смогут установить преференции по национальному признаку.
Сознавая свою малочисленность и неэффективность, лидеры русского национализма, пересиливая внутренне отвращение и наступая на горло собственной песне, ищут союза с либералами, у которых общественная поддержка куда солиднее. По данным Аналитического центра Юрия Левады, на зимних митингах этого года люди, придерживающиеся демократических и либеральных убеждений, составляли в среднем 63%, а националисты - 10%. Таким образом, позиция националистов в этом вопросе вполне очевидна, чего не скажешь о либеральных организаторах протестов. Зачем им понадобился союз с такой малочисленной, агрессивной и дурно выглядящей публикой, можно только догадываться. К тому же, этот союз оттолкнул от протестного движения значительное количество его потенциальных сторонников, которые готовы выходить на протест не из желания добиться успеха в политических играх, а, скорее, из соображений морального порядка.
Как бы то ни было, противоестественный союз состоялся. На позиции сторон смотреть забавно и поучительно. Либералы по поводу националистических выходок смущенно помалкивают и старательно не замечают оголтелого национализма с антисемитскими выпадами и фашистской стилистикой на протестных маршах и митингах. Они тщательно выискивают в коричневой среде что-нибудь приличное. Что-нибудь вменяемое. Каких-нибудь лидеров, с которыми можно разговаривать и договариваться.
Ищущий да обрящет. Такие лидеры нашлись. Если бы не нашлись, их бы придумали. Как и положено заправским политикам, они говорят в каждой аудитории то, что людям приятно слышать. На «маршах миллионов» они гневно обличают власть, добавляя к своим выступлениям национализма лишь чуть-чуть, по вкусу. На «русских маршах» они отдыхают от лицемерия и выкладываются по полной, стараясь лишь не задевать либеральных лидеров персонально. Впрочем, за них это с успехом делают их националистические товарищи.
Представления националистов о выгодах сотрудничества с либералами ярко и откровенно изложил в своем выступлении на митинге 4 ноября у Дома художников националист Иван Миронов. «Надо приходить на чужие мероприятия, потому что это наши улицы и наши площади, и надо делать их своими, - призывал участников «Русского марша» г-н Миронов. - Превратим общегражданский, так называемый «Марш миллионов», в «Русский марш». Берите площади, берите трибуну».
Никто из выступивших следом членов недавно избранного Координационного Совета оппозиции призыв Миронова не дезавуировал. Владимир Тор проклинал власть за то, что она не дает жить русским, а Илья Константинов - за то, что власть - сама не русская. Да и с какой стати они стали бы перечить Миронову? Ведь это стратегическая идея националистов - воспользоваться всеобщим неприятием режима Путина и на волне общественного недовольства прорваться к власти, чтобы установить милый их сердцу националистический порядок. Новый порядок.
Каким должен быть этот новый порядок очень красочно изложил в своем выступлении нацист Роман Железнов. «Мы должны объединиться, а единство начинается там, где люди одной крови объединяются под одной идеей. Одна вера, один вождь и один народ. У нас есть вера. Наша вера - это национал-социализм. Наша вера предусматривает однозначный ответ на любой вопрос. Мы построим новое общество... Наша цель - общество социальной справедливости. Наш принцип - каждому свое».
Апологетика нацизма многих возмущает. Настолько возмущает, что некоторые правозащитники намерены жаловаться в прокуратуру; другие призывают вообще не допускать «Русские марши». Как
сообщил «Коммерсант», против проведения «Русского марша» в центре города выступили глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и Федерация мигрантов России. Московское Бюро по правам человека намерено обратиться с жалобой в Генеральную прокуратуру.
Однако запретить проведение «Русских маршей» - это значит нарушить право граждан на свободу манифестаций. Запрещать национализм - нарушать право граждан на свободу слова и самовыражения. Воистину, Россия - страна крайностей. У политиков не хватает совести, у правозащитников - ума. Вместо того чтобы оставить националистов вариться в собственном соку, предоставив им все гражданские права и возможность искать своих сторонников, одни заключают с ними политический союз; другие - требуют запрета и дискриминации. Выдержка, политическая чистоплотность и уважение к правам оппонентов - это не про нас.