Затуманить проблему можно разными способами: перестать ее обсуждать, скрыть информацию, заявить, что она решена. Российские правоохранительные органы пользуются другим методом - они переносят центр тяжести проблемы на малозначащие обстоятельства. Например, так. Один человек убивает другого из ружья, а следствие бросает все силы на то, чтобы понять, почему погибший бежал от убийцы слишком медленно. Если бы он бежал быстрее пули, то остался бы цел, и преступления не было. Так кто, в результате, виноват, что преступление было?
Гарри Каспарова задержали перед зданием Хамовнического суда во время оглашения приговора по делу Pussy Riot. Подходы к зданию суда с обеих сторон 7-го Ростовского переулка были перегорожены штакетником и охраняющим проходы полицейскими. Через них в этот день пропускали даже не всех аккредитованных на процессе журналистов. Перед штакетником образовалась толпа желающих пройти к зданию суда. Каспарова любезно пропустили, и он тут же угодил под многочисленные камеры и микрофоны журналистов. Едва началась импровизированная пресс-конференция, его задержали. Полицейские не представились. Предупреждения о нарушении закона не было. Причины задержания не объясняли. Каспарова поволокли а полицейский автобус, потом он пытался оттуда вырваться, его втащили обратно и избили. После всего этого Гарри Каспарова обвинили в том, что во время задержания он укусил полицейского второго оперативного полка ГУ МВД России по Москве прапорщика Дениса Ратникова за палец.
Это стало главным событием и сюжетом для обвинения. Следственный комитет угрожает возбуждением уголовного дела против Каспарова по статье 318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти. За что именно? За укушенный палец прапорщика Ратникова. Правоохранительные органы, забыв обо всем остальном, усиленно развивают эту тему. Не укусил бы за палец, не было бы преступления. Бежал бы быстрее пули, не был бы убит.
Однако преступление было, и состояло оно не в сопротивлении Каспарова полицейским, а в незаконном задержании полицией Каспарова. Это является главным событием всей этой истории и с этого надо начинать расследование. Оснований для задержания Каспарова не было и проведено оно было незаконно. Незаконным действиям полиции сопротивляться не возбраняется. Это сравнительно недавно подтвердил и министр внутренних дел РФ. Статья 318 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за применение насилия против представителя власти «в связи с исполнением им своих должностных обязанностей». Но прапорщик Ратников свои должностные обязанности не исполнял, он ими злоупотреблял, действуя в нарушение закона. Поэтому законных оснований для применения ст. 318 УК к Каспарову нет, а вот для применения к прапорщику статьи УК о превышении должностных полномочий - есть.
Сейчас полиция, Следственный комитет и прокуратура усиленно делают вид, что вопрос о незаконности задержания не существенен. Это понятно: задержание проходило на виду у многочисленных свидетелей и зафиксировано множеством телекамер. Доказать что-нибудь хотя бы отдаленно напоминающее законность оснований для задержания нет никакой возможности. Поэтому легче говорить не об этом, а о, якобы, укушенном пальце.
А вот другой пример затуманивания правосудия. В тот же самый день, после вынесения приговора в Хамовническом суде, группа журналистов пошла обедать в ресторан «Му-Му» на Европейской площади. На одном из них была надета футболка с надписью «Богородица, Путина прогони!». Оказавшаяся там же группа молодых православных фундаменталистов и обожателей Путина окружила столик журналистов и в весьма агрессивном тоне с предложениями «выйдем - поговорим» требовала, чтобы фоторепортер Денис Бочкарев снял с себя не понравившуюся им футболку. Препирательство шло на грани драки, которая не состоялась только благодаря вмешательству администрации ресторана, а затем и сотрудников полиции - сначала патрульных ДПС, потом офицеров. В результате все были доставлены в ОВД, где и написали друг на друга заявления. Полиция, вероятно, удовлетворена, что мордобитие не состоялось, а взаимные претензии, по ее мнению, друг друга уравновешивают и позволяют ничего не предпринимать.
Это как раз тот случай, когда человек бежал быстрее пули и поэтому его не убили. Ну, не убили, так не убили, о чем тогда говорить, чего расследовать? Вот убьют - приходите. Такова логика полиции. Но не такова логика закона. По закону, учинившая хулиганство в общественном месте группа православных фанатиков должна ответить перед судом за административное правонарушение. И материалы к суду должна подготовить полиция. Зачинщики конфликта должны быть наказаны. То, что они тоже написали заявления на тех людей, на которых нападали, ничего не меняет. Они могут напускать какой угодно туман на это дело, но долг настоящих правоохранительных органов разобраться в происшедшем. И уж если полиция не смогла на месте происшествия оградить миролюбивых граждан от домогательств шпаны, то она должна сделать это постфактум в установленном законом порядке.
Правда, надежд на здравое правосудие очень мало, почти нет. И вовсе не из-за того, что дела туманные и обстоятельства не ясны. Скорее оттого, что туман стоит в головах правоохранителей.