«Сохраним историю в небе» - самолет М55 «Геофизика»

Apr 29, 2014 14:38

«Сохраним историю в небе» - На этот раз нас познакомили с очень необычным самолётом, разработанным на ЭМЗ им. Мясищева в середине 80-х годов прошлого столетия - М55 «Геофизика». И хотя, самолет неоднократно принимал участие в показательных выступлениях на различных авиасалонах, близкого знакомства с этой машиной до сих пор не было.





Прародителем этого самолета был самолет М-17 «Стратосфера»

После успешных испытаний на Балхаше, тема высотного самолета имела продолжение в "проекте 55" который уже стал входить в состав разведывательно-ударного комплекса, в качестве воздушного элемента. Первый самолет серии взлетел 16 августа 1988 года.

До 1993 года было построено 4 летных образца и 2 статических, за время испытаний было потеряно 2 самолета. 01 после завершения заводских испытаний (в ЛИИ - на взлете) и 05 на государственных испытаниях (на Волге) На ЭМЗ находятся два самолета 03 (который будет на фотографиях) и 04 (находится в ангаре) Разная судьба сложилась у этих двух самолетов - 03 участвовал в различных заводских испытаниях, в том числе государственных испытаниях. В том числе исследование антиобледенительной системы - носки крыла и стабилизатор оклеивались пенопластом и проводилось исследование по устойчивости и управляемости самолета.



Наш экскурсовод.



И часть нашей экскурсии (семинара)







На самолете одноместная кабина истребительного типа.



Под кабиной летчика находится отсек для размещения различного оборудования длинной 5.5 м! По сравнению с М-17 было сделано много доработок в том числе носовая часть для размещения оборудования и однодвигательный самолет стал двух-двигательным.

Решение перехода на двух-двигательной вариант - это повышение надежности, а так же то, что на М-17 использовался двигатель с Ту-144 (естественно с глубокой доработкой) но к тому моменту программа Ту-144 была закрыта и производство двигателей более не планировалось. Двигатели для М-55, не создавались с 0, а были взяты от МиГ-31 (так же с доработками) двигатель на уровне земли имеет тягу 5 т, а на высоте 20 км составляет 650 кг. С 1988 года ни одного отказа по двигателям не было.

Самолеты строились в Смоленске. По результатам испытаний было принято решение о строительстве еще 4х самолетов установочной серии, но строительство не закончилось и сейчас в Смоленске находится два планера этого самолета.

В первой серии летчик в кабине находится в ВКК-6 и ГШ, а с пятого самолета предусматривался скафандр "Баклан" Продолжительность полета не менее 6 часов, поэтому пришлось решать много медико-биологическим проблем. В частности в закабинной части, под одну и под другую руку, были расположен подогреватель с тубами для питания (тубы били типовые, как для космонавтов), с другой стороны располагался термос для чая или кофе. Но при этом была проблема, так как кабина была герметичной (высота в кабине поддерживается 7.5 км) и при разгерметизации на больших высотах существует проблема, самолет "не снижается" время необходимое для снижения с трудом выдерживалось, поэтому прием пищи с открытым стеклом шлема не допускался и была сделана доработка шлема, установлен переходник с герметичным клапаном, туба присоединялась к шлему и летчик через переходник получал пищу.

Из особенностей конструкции самолета - на самолете маленькие шины, диски и тормоза, идея состояла в том, чтобы уменьшить вес этих элементов, но сохранить характеристики безопасного торможения. Но при этом после посадки самолета при положительных температурах необходимо было 15 минут обливать тормоза водой иначе была опасность возгорания шин.







В самолете применялись и композитные элементы, в основном там где находилась аппаратура. Одной из особенностей также была проблема преодоления низких температур в полете, так в одном из полетов была зафиксирована температура -92гр С. Так (во время полетов в районе Сейшельских островов) была выявлена проблема с автоматикой двигателей, которая заключалась в следующем - автоматика управления двигателями была настроена на -60гр и когда температура ушла к более низким значения, то автоматика выдала "отказ" и перевела управление двигателями на гидро-механическое управление, при этом на 3-5% снижается тяга, что уже не позволяло выдерживать нужную высоту. Блоки потом были доработаны и ограничение установлено -90гр

Самолет не требует каких то особенных условий эксплуатации (ОТТ ВВС) заправка обычным топливом, кислородом и азотом.

















После стоянки пошли в ангар, там находится 04 борт. Фотоаппараты пришлось зачехлить(((

Чтобы понять на сколько отличаются 03 и 04 борт - фото из инета.







Фотографии взял из этого поста

Как видно, что появилось много контейнеров под различное оборудование, как за кабиной, так и на крыльях (изготовлены из стеклографита) . Так же есть пилоны для подвески других блоков.

Этот самолет побывал во многих местах: Финляндия, Сейшелы, Огненная Земля (полеты в Антарктиду), Швеция, Бразилия, Австралия, Африка.

И в завершение попутные фото.















Благодарность этому замечательному парню, который поднимал нас на высоту!)))



Вот вообщем то и всё.



Огромная благодарность организаторам!
РОО АСК «Альбатрос Аэро» при содействии «Научно-инженерной компании» (НИК) и ЭМЗ им. В.М. Мясищева.

ЗЫ - если вдруг кого заинтересует аудио запись семинара обращайтесь. Уже не стал перепечатывать истории, но есть много интересного.

UPD - выкладываю ссылки на аудио запись

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjSld2UnJlejFva28/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjRk5xTXVMTGRuN1k/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjZ2ZNdmxSRU9vbTQ/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjNFRBcnRnVXBwcmc/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjQk1Hbzc1djVFaVU/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjYlpUNWZmSDg4eDg/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjUGFGTUUtVEtkMDg/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjQzdianRUQWRQZFU/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjY2d5dE9DTnJiSzg/edit?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwPY_jDCuXpjQ2JFcHh6NExISHM/edit?usp=sharing

ЭМЗ им. Мясищева, М55 «Геофизика», фото, авиация

Previous post Next post
Up