Карьера на свалку

May 29, 2020 11:10

             В политическую повестку возвращаются проблемы с которыми область живет уже многие годы и которые выйдут на первый план летом - вместе с избирательной кампанией. Одна из таких тем, тесно связанная одновременно с экологией, состоянием городской среды и достатком населения - вывоз мусора: растущие тарифы на эту слугу и снижающее качество ее оказания операторами. Регион, уже переживший один «мусорный коллапс» уверенно движется к следующему: это может обернуться политическими потрясениями, как уже было совсем недавно. Кое-кто (бывшие мэр Челябинска и губернатор) заплатил за прежний мусорный кризис своими карьерами (напомню про "мусорный коллапс", "режим ЧС", введенный Тефтелевым и стаи крыс на помойках Челябинска - именно тогда в Москве принималось решение о замене местного руководства).

9 июня  областной суд рассмотрит иск о признании недействительным постановления минтарифа области о расценках на услуги регоператора ТКО - с 1 января этот регоператор (ООО «ЦКС») увеличил тариф за вывоз мусора на 22 процента. Заявители настаивают, что такой тариф не имеет под собой экономического обоснования, а в ЦКС уверены, что он должен быть значительно выше - иначе работа приносит фирме убытки, а о повышении качества вообще речи быть не может.  Сейчас мусор вывозится в Челябинске нерегулярно, жители недовольны.

При этом еще в начале марта федеральная власть признала Челябинскую область проблемной в части реализации мусорной реформы - то есть в Москве гораздо раньше областных властей сделали вывод о том, что ситуация с ТКО в регионе взрывоопасная (причем речь шла именно о необходимости взять под особый контроль работу региональных операторов).

Что является основанием для недовольства жителей и опасений Москвы?

В Челябинской области постоянно горят все крупные полигоны отходов, которые эксплуатирует регоператор: полигон в Полетаево, полигон в Карталах , свалка в Магнитогорске. Про пожары на свалке в Магнитогорске мы рассказывали здесь еще в конце января - прошло четыре месяца, ситуация там не меняется, а жители близлежащих поселков пишут во все инстанции письма с просьбой разобраться с работой ООО ЦКС.



Пожар на свалке в Магнитогорске, снимок сделан на прошлой неделе

Самый жуткий пожар - на закрытой свалке Златоуста. Как следует из подробного анализа ситуации, к пожару привела варварская эксплуатация полигона, которую осуществляло ООО «Спецавтоколонна». Вроде бы ЦКС здесь ни при чем, если только не знать что «Спецавтоколонна» входила в группу очень по-разному известного коммерсанта Ахметгалина, а нынешний директор ЦКС Камилов - выходец именно из этой структуры: это афиллированные компании.

Ситуация с сортировкой мусора не менее печальная. В феврале прекратила работу мусоросортировка в Златоусте. Каких-то объяснений этого ни областная власть, ни ЦКС не дали. Тонкость тут в том, что златоустовский мусор с января возят на Полетаевский полигон. Это очень большое транспортное "плечо", а платят за такие поездки, понятно, жители города. Если бы мусор сортировался в Златоусте, в Полетаево нужно было бы везти в два-три раза меньший объем отходов (то есть - в два-три раза меньше рейсов мусоровозов). Это к разговорам о том, что региональному оператору не хватает денег ввиду низкого тарифа - при этом им хватает денег гонять мусоровозы за десятки километров и ехать из Полетаево порожняком. Зато есть «обоснование» высокого тарифа, который должен расти и дальше.

Про проблемы с сортировкой мусора в Магнитогорске мы подробно писали здесь в начале года, когда местный сортировочный завод был на грани остановки ввиду неплатежей со стороны ЦКС. Сейчас ситуация там ничуть не изменилась, а предприятие работает только потому, что власти просьбами и давлением уговорили руководство продолжить работу пока это еще возможно, несмотря на неплатежи. Однако эти возможности подошли к концу.

Самая показательная ситуация с сортировкой в Копейске, где мусоросортировочный комплекс компании «Комтранссервис+» был вынужденно остановлен в марте этого года. Эта компания входит в холдинговую группу «Вторком» - один из крупнейших в России переработчиков вторичного пластика (едва ли  не  первый визит и.о. губернатора Текслера в Челябинске по экологической теме был именно на завод этой группы). «Вторком» входил в число немногих предприятий, сумевших создать в России полный цикл обращения с ТКО: они перевозили мусор, сортировали его, перерабатывали пластик в синтетическое волокно, производили из мусора RDF-топливо для цементных заводов, а немногое оставшееся хоронили на полигоне.

Проблемы у «Вторкома» начались после того, как они подали в суд ввиду неплатежей со стороны ООО ЦКС. После этого регоператор расторгает с ними договор на перевозку мусора и отдает этот договор, конечно же, аффилированному с ЦКС «Эковывозу». Последний перестает давать мусор для сортировки - останавливается мусоросортировочный комплекс и технологически связанное с ним производство RDF-топлива.

При этом, помимо конфликтов со своими подрядчиками, ООО ЦКС постоянно находится в многочисленных конфликтах с потребителями его услуг и даже с государственными органами.

Таким образом, если посмотреть на ситуацию комплексно и без иллюзий, то работа самого крупного в Челябинской области регионального оператора - ООО ЦКС - приносит области и ее жителям многочисленные проблемы. Свалки горят, рабочие вопросы по обращению с отходами решаются (или нет) только через обращения в надзорные органы, а наиболее передовые предприятия отрасли, работавшие в регионе задолго до появления здесь ЦКС, закрывают производства. Это все было бы не так заметно, если бы регоператор хотя бы сносно вывозил мусор.  Но компания перестает делать и это, ссылаясь на то, что население платит слишком мало: все это выглядит, как натуральный шантаж власти и общества.

Понятно, что у отношений ЦКС и Челябинской области - сложная история. Эта компания стала фактическим монополистом по работе с ТКО в регионе еще когда принадлежала губернатору Дубровскому и его партнерам. Именно под них делалась «кривая» терсхема обращения с ТКО, работающая (скорее - не работающая) по сей день с косметическими изменениями. Именно из-за жесткого передела рынка под интересы этих людей в Челябинске случился знаменитый на всю страну «мусорный коллапс» (УФАС признала его причиной сговор губернатора и коммерсантов - теперь Дубровский судится из Швейцарии - вместе с ЦКС и Минэкологии области, кстати, с антимонопольной службой). Потом в ЦКС не раз менялся состав собственников и бенефициариев (некоторые из прежних совладельцев при этом оказались за решеткой), а также местный менеджмент: истории это довольно темные и запутанные и разбираться в них нам, как и остальным жителям области, совершенно ни к чему.

Суть дела сегодня в другом: осознают ли нынешние власти области во главе с губернатором Текслером, что «мусорная проблема», грозящая вылиться в серьезный социальный конфликт, носит вовсе не «объективный», а вполне рукотворный характер, будучи порождена в свое время коррупционной смычкой («сговором» в терминологии УФАС) региональной власти и подконтрольного ей бизнеса, которому высшие чиновники области решили обеспечить монопольные сверхприбыли за счет населения?

Если осознают - нужны адекватные ситуации действия. Если не понимают - пусть изучат еще раз поучительную политическую карьеру Бориса Дубровского: экс-губернатор буквально выбросил ее на помойку своими руками.   
 

Текслер, Дубровский, ЦКС, суд, мусорный кризис, тарифы, УФАС

Previous post Next post
Up