Другая эпидемия

Apr 10, 2020 11:05

           В Челябинской области - настоящая эпидемия. Но не коронавируса, а самоубийств: пять случаев за два дня (за 3 дня - девять); в разных местах Челябинска и области добровольно уходят из жизни люди разного возраста и разного социального положения. У экспертов мало сомнений в том, что это - цена социально-экономического кризиса в регионе, а также неадекватных действий властей по его преодолению. И она будет расти, если жизнь здесь не нормализуется в ближайшее время. Вот как прокомментировал для наших читателей эту трагическую тенденцию директор консалтинговой компании «КЭМП» Яков Гуревич:

- Вирус - далеко не единственный фактор, который активно влияет сегодня на жизнь и смерть жителей области. Нетрудно понять, что в условиях резкого ухудшения материального положения и дополнительной психологической нагрузки возникают или обостряются другие проблемы людей, не связанные прямо с физическим здоровьем.

В значительной степени повторяется ситуация начала 90-х, когда безработица, тотальное обнищание и неопределенность жизненных перспектив привели к резкому падению рождаемости, росту смертности и существенному снижению продолжительности жизни населения. Согласно европейским данным, рост безработицы на 3% в период рецессий увеличивает на 3-5% количество убийств и самоубийств и на 25% смертность от злоупотребления  алкоголем.

Трудно сейчас оценить эти тенденции количественно, но ясно, что для Челябинской области они обернутся снижением рождаемости на сотни человек в год и ростом смертности на тысячи человек на ближайшие несколько лет. Снижение рождаемости в регионе будет статистически заметно, примерно, с середины следующего года. Многие побоятся обзаводиться детьми в условиях бедности и неопределенности.

А рост смертности (не от вирусной пневмонии) начнется практически немедленно. И будет идти по нескольким направлениям.

Первое  - именно рост убийств и самоубийств. Росту убийств будут способствовать вынужденное безделье в изоляции в сочетании с алкоголем и необходимость добыть пропитание себе и семье в отсутствие других способов выживания. Некоторые регионы об этом уже сообщили.

Рост самоубийств будет связан с банкротствами и безденежьем, крушением надежд, психологическим давлением, ощущением постоянной угрозы и опасности. Возможно, это уже началось и вчерашние сообщения СМИ о четырех самоубийствах в Челябинске за один день - тому свидетельство. Причем это не традиционные подростки с неразделенной любовью или отпетые наркоманы, а мужчины в расцвете лет, хотя точные причины их поступков пока не известны (в таких случаях их редко можно установить точно).

Очень серьезным фактором может стать нынешнее состояние здравоохранения. Плановые операции, обследования, вакцинация и т.п. сейчас приостановлены. Но, например, остановка диспансеризации до конца года означает, что за это время не будут выявлены случаи рака и других серьезных заболеваний.  Остановка приема врачами «хроников» или откладывание плановой операции означает, что эти действия с пациентами будут выполнены лишь тогда, когда их состояние серьезно ухудшится. При этом многие врачи и лечебные учреждения (не задействованные в борьбе с коронавирусом) простаивают, но потом им придется работать с перегрузкой. В марте-апреле у нас нет традиционных противоклещевых прививок - тысячи человек останутся незащищенными».

Согласен с коллегой Гуревичем: все это - прямая угроза безопасности региона, его населению, которая встает во весь рост, пока власти и общественность смотрят совсем в другую сторону. Нельзя допустить ситуации, когда «победа» над коронавирусом будет стоить сотен жизней и потерь перспектив развития по причинам, на которые сейчас, в пылу борьбы с псевдоэпидемией, не обращают внимания. Это будет не победа, а страшное поражение общества.

Предотвратить его можно лишь одним способом: максимально быстро нормализовать экономическую и социальную жизнь региона при сохранении ограничительных мер лишь там, где без них не обойтись. Еще раз: лечить больных, а не ломать жизни здоровым людям.

Челябинская область, самоубийства и самоизоляция, эпидемия

Previous post Next post
Up