18.05.11. Челябинск. Христенко против Чемезова

Apr 18, 2011 09:22



Для кого станет «бомбой» «бонус Платонова»?

Утром 14 апреля 2011г. начальник управления по защите ресурсов челябинского ОАО «Электромашина» (ЗЭМ) О.Тихомиров написал своему руководству докладную записку. В ней он сообщил, что в 8.06 через КПП N7 на территорию этого военного предприятия проследовала «Газель» с девятью охранниками в форме ОАО НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ). Сейчас на заводе с переменным успехом идет замена охраны на свердловское охранное предприятие (десятки челябинских бойцов отказываются покидать посты или переходить на работу к свердловчанам), двое вооруженных «варягов» постоянно дежурят у дверей кабинета гендиректора «Электромашины» Владимира Решетникова, сам он передвигается по предприятию также исключительно под охраной иногородних «специалистов». В ближайшие дни планируется взять завод в плотное кольцо новой вооруженной охраны.

«Фактически «Электромашина» стала на прошлой неделе жертвой рейдерского захвата людьми «Уралвагонзавода» - сказал мне заместитель генерального директора Алексей Кочешков (тел.8 9128024612). Его слова подтвердили и другие источники - как на заводе, так и в Москве.

Соответствующее обращение профсоюзного комитета ЗЭМа и ряда его общественных организаций, содержащее подробности захвата и фамилии рейдеров, ушло в пятницу во все возможные инстанции - от уральского полпредства и губернатора Челябинской области до прокурора Войтовича и министра Христенко. В ближайшее время пресс-служба захваченного предприятия, скорее всего, попытается дать благостную  картинку происходящего (мой давний знакомый, пиар -специалист Дмитрий Чудиновских, приглашенный свердловчанами, уже занимается этим). Однако она будет, как минимум, неполна.

Схема захвата и подоплека происходящего вырисовываются такими.

Фактическим владельцем всех активов ОАО «Электромашина» является сейчас оборонный холдинг НПО «Электромашина» (располагается на площадях завода). Именно через НПО должны вскоре пойти на предприятие миллиардные средства федеральной целевой программы, согласованной правительством. У НПО два главных акционера - «Уралвагонзавод» (УВЗ, 40% акций) и «Ростехнологии-Авто» («РТ- Авто», 40%). Еще 20% принадлежит «Росимуществу», в основном поддерживающему позицию «Ростехнологий» (которые контролирует Сергей Чемезов).

Генеральным директором НПО «Электромашина» является известный по работе на ЧТЗ (председатель совета директоров тракторного завода) Х.Мингазов. Именно с ним нашли общий язык представители УВЗ, решившие сразу после ЧТЗ прибрать к рукам и челябинскую «Электромашину», одно из лучших предприятий отрасли.

Далее события разворачиваются так. Мингазов принимает на работу в качестве своего первого заместителя некоего Игоря Афанасьева, человека без соответствующего образования и допусков, три последних года нигде не работавшего и наделяет его всеми полномочиями по руководству государственным оборонным холдингом (!). Сам Мингазов после этого уходит то ли в отпуск, то ли на больничный. Афанасьев делает то, что скажут люди с УВЗ.

Одновременно 12 апреля к генеральному директору завода «Электромашина» Решетникову приезжают люди гендиректора УВЗ Олега Сиенко во главе с Игорем Фоминым и продолжительно с ним беседуют за плотно закрытыми дверями. После чего директор (на котором, по свидетельству очевидцев, «лица не было»), «самолично и противозаконно» (как сказано в обращении профсоюзного комитета ЗЭМ к прокурору области), меняет оргструктуру управления оборонным предприятием. Без согласования с отделом по работе со сведениями содержащими гостайну Решетников назначает своим первым замом и начальником по безопасности (опять же без всяких допусков) В.Рябова и В.Саломатина. Это активисты группы миноритариев - оппозиционеров «Электромашины», многие годы боровшиеся за контроль над предприятием с бывшим гендиректором Олегом Бочкаревым (глава этой группы - А.Шиндяпин).

Именно после этого сам г-н Решетников начинает передвигаться по предприятию под охраной свердловчан. Первое, что он делает в новом качестве - «замораживает» все текущие платежи завода на сумму более чем в 70 млн. рублей (видимо, у новых хозяев свои виды на эти деньги, хотя работа предприятия может быть теперь быстро парализована).

Скандал обещает быть очень громким. Уже известно, что Сергей Чемезов имеет, мягко говоря, иное видение будущего «Электромашины». На 18 мая назначено собрание акционеров НПО, на котором на пост генерального директора главные акционеры предложат разных кандидатов (Чемезов намерен предложить директора «РТ-Авто» г-на Доброногова). Тогда и решится судьба завода и программы его финансирования.

Обращает на себя внимание прямая взаимосвязь захвата «Электромашины» с недавним поглощением ЧТЗ тем же «Уралвагонзаводом». Говорят, Валерий Платонов предложил свердловчанам ЗЭМ в качестве своеобразного «бонуса» к выкупу его доли в капитале ЧТЗ за очень уж большие деньги. После чего давний соратник Платонова г-н Мингазов и преподнес УВЗ этот бонус на блюдечке.

Вообще, как-то уж очень вольготно стали чувствовать себя в последнее время свердловские коммерсанты и их «полпреды» на предприятиях Челябинской области. Причем речь все чаще идет не о рядовых АО, а об эффективных высокотехнологичных компаниях оборонного комплекса, каких по всей России по пальцам сосчитать можно (как тут не вспомнить недавний заказной «наезд» на атомное ПО «Маяк» в СМИ с очевидным свердловским «шлейфом»).

Еще одна важная деталь: охранное предприятие, которому сейчас передают ЗЭМ, значится в перечне Минпромторга, но отсутствует в перечне «Ростехнологий» и по предприятию сейчас разгуливают бойцы в форме с броской надписью «Минпромторг». Это дало повод некоторым наблюдателям окрестить разгорающийся на «Электромашине» конфликт «войной Христенко против Чемезова». При этом говорят о том, что бывший гендиректор ЗЭМа и его акционер (через супругу) Олег Бочкарев, являясь ныне членом ВПК (Военно-промышленная комиссия  при правительстве РФ под председательством С.Иванова), «перешел дорогу» при распределении крупных оборонных заказов неким важным людям из «клана Христенко».

Выводы из этой истории довольно просты. Объектов выгодной дележки в России становится все меньше, а скоро выборы и нужно торопиться. Поэтому не до приличий и законов. Видимо, пришел черед неприкасаемой ранее высокотехнологичной «оборонки». Однако не могу не усмотреть тут политического контекста. ВПК всегда был сферой влияния Владимира Путина, а руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов - личный друг премьера. Сегодняшние открытые силовые наезды на военные холдинги вроде НПО «Электромашина» или медийные атаки на ядерщиков могут означать одно - на фоне начинающегося предвыборного цикла некие элитные кланы торопятся списать Путина со счетов. Не рано ли?

Previous post Next post
Up