Генплан Челябинска: умножение глупостей

Feb 13, 2020 16:50

               11 февраля у заместителя главы Челябинска В.Шамне прошло трехчасовое совещание по проекту Генлана города. Один из его участников - приглашенный в качестве эксперта директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич поделился со мной своими впечатлениями. Вот что он рассказал:

- Из числа оппонентов нынешнего проекта генплана присутствовали, помимо меня, также Д.Рыжий и С.Селихова от ОНФ. Но смысл этого совещания остался для меня неясным: мы с августа имели и озвучивали аргументированные позиции, почему проект абсолютно негоден и не подлежит корректировке. Так как системы аргументации у нас разные, я скажу о своей позиции и о действиях авторов Генплана по этим доводам (т.н. "корректировке Генплана").

Сравнение летнего варианта Генплана с новой версией показало, что в текстовой части появились изменения (в основном, по моим аргументам), но эти перемены лишь усилили абсурдность документа.

Первое. Генплан делается в интересах жителей города и потому должен содержать, по крайней мере, обоснованный прогноз численности населения. В августе г-н Татарников, руководитель проекта, заявил, что предполагаемая численность - 1 млн 314 тысяч человек и для достижения ее Челябинск должен решить три «амбициозные задачи»: повысить рождаемость, снизить смертность и усилить приток мигрантов. И эти задачи были, как выражался Б. Дубровский, «оцифрованы». Но даже при этом была допущена арифметическая ошибка в 80 тысяч человек.
            Тогда же Татарников заявил мне, что численность горожан определена на основе официального ответа Росстата на запрос «ГИПРОГОРа». Пришлось тогда объяснять г-ну Татарникову, что лгать нехорошо.

То, что это была ложь, подтверждено в скорректированном варианте: численность населения определена теперь на основе «Стратегии Челябинской области до 2035 года». Обсуждать абсурдность этой стратегии бессмысленно. Тем более, что в декабре прошлого года Росстат РФ выдал обновленный прогноз численности населения и впервые сделал приписку для особо непонятливых:
              "Росстат осуществляет демографический прогноз  по нескольким вариантам, чтобы отразить различные предположения о будущей динамике демографических процессов. Результаты расчетов  представляют собой основу для разработки социально-экономических прогнозов и демографической политики". А из матрериалов Росстата следует, что численность населения Челябинска можно ожидать на уровне 1 млн 100 тысяч человек.

Следующая корректировка Генплана касается мигрантов (это новый раздел Генплана 2.1.4).
            И прежде разработчики говорили, что прирост населения будет обеспечен миграцией. Но ведь ее надо как-то обосновать. И появился целый абсурдный раздел, касающийся миграции. Поскольку не все в Челябинске рады притоку неквалифицированной, малограмотной рабсилы с юга, разработчики решили «повысить ее качество». И вот как: во всех комментариях СМИ по поводу студенческого кампуса в санзоне была допущена ошибка. Оказывается, кампус предназначен для 2-3 тысяч иностранных студентов.

Простой расчет (неясно, правда, на кого рассчитанный): жители Челябинска знают, что там санзона, а иностранцам невдомек. Тем более, они из «южных республик», перебьются. Зато качество мигрантов «улучшится». Но авторы даже не поняли, что написали. Они говорят, что это делается в рамках нацпроекта по экспорту образования, т.е. подготовки кадров для соседей. Но как же может тогда повыситься качественный уровень мигрантов, если они на самом деле не мигранты, а студенты - будущие специалисты для соседних стран?

Следующая корректировка Генплана уже ближе к строительству: это функционально-планировочный баланс территории.
            В старой версии площадь жилой застройки должна была увеличиться на 2000 га (почти на четверть). Чтобы было понятно: это в 2 раза больше площади городского бора. Не нравится критикам - авторы убрали из жилой застройки сразу 1300 га. Интересно, что при этом объемы строительства не меняются, в графических материалах изменений тоже нет.

В старой версии площадь улично-дорожной сети не менялась (т.е. планировалось застроить 2000 га без каких-либо дорог). Не нравится - добавим 1500 га дорог (то есть утроим занимаемую дорогами площадь) - на бумаге ничего не жалко.

Это выведет Челябинск на первое место в мире по площади дорог. Новый вице-мэр недавно оценил последствия «дорожной революции», заявив, что нам понадобится 6 лет на устранение ее последствий (он очень оптимистичен, просто еще не знает всех последствий, да и деревья за 6 лет не вырастут). Сколько лет мы будем потом устранять последствия новой дорожной революции? Утешает только то, что на картах генплана ничего не изменилось.
Добавление новых глупостей к старому проекту генплана (видимо, в этом и заключалась его «корректировка») можно демонстрировать еще долго, но особо незачем.

Мы уже столкнулись с первыми проблемами негодного Генплана Челябинска.
         В 2022 население города по Генплану должно составить 1235 тысяч, а на деле будет на уровне 1185 (оно уже два года снижается и тенденция на ближайшие два года тоже понятна). Уже сейчас ошибка составляет 50 тысяч человек или около 100 миллиардов рублей (на 50 тысяч человек нужно жилье из расчета 30 м2 по цене 30 тысяч рублей за 1м2 и соответствующая городская среда) при бюджете города в 12 млрд.

У нас принят бюджет города до 2022 года. Но там не отражены фантазии разработчиков. Например, к 2022 году численность школьников, по их мнению, должна увеличиться на 28 тысяч, то есть нам понадобится, в таком случае, дополнительно 25 школ (порядка 25 миллиардов рублей), не считая тех, которые требуется срочно построить для ликвидации уже существующих проблем. А у нас в плане  - одна (1) школа на 2020 год. Нетрудно понять, что и разработчики врут, и проблемы со школами будут возрастать лавинообразно.

Будет и множество других проблем. Например, не меняются зоны физкультуры, культуры, здравоохранения и образования. Т.е. нам просто негде будет их строить. Именно из-за этого возник скандал с новым корпусом детской больницы. Забыли предусмотреть развитие и будем рубить бор?

Необходимо немедленно отменять объявленный конкурс на разработку новой транспортной схемы. Бессмысленно говорить о транспортной схеме, если нет ни малейшего представления, кого и куда возить: по Генплану население города планируется 1 млн 314, а по Генплану агломерации оно Челябинска составит уже 1 млн 600, при этом где оно будет жить - непонятно,  по какой инфраструктуре будут люди перемещаться - также не представляет никто.
В пользу имеющегося проекта Генплана на совещании у Шамне приводился единственный «железный» аргумент: если его не принять, то понадобится три года на новую разработку. На самом деле, при грамотной работе, можно уложиться и в полтора. Но это будет реальный план, а не «филькина грамота». Тем более, что с августа уже полгода потеряно в бессмысленных попытках «сагитировать» городское сообщество.

Не могу не согласиться с разработчиками, что в Челябинске нарушена последовательность действий: Генплан должен разрабатываться на основе существующей стратегии, которой нет. Такие вещи, как прогноз численности и планы социально-экономического развития должны быть исходными данными для Генплана. Но если взялись за работу, то должны за нее отвечать, а не писать глупости, а затем на их основе пытаться делать стратегические документы, которые должны определять жизнь более чем миллионного города на 20 лет вперед.

Могу только посочувствовать Котовой и Шамне, что им приходится расхлебывать старые проблемы, например, с гетто на 85 тысяч человек в Парковом, где не существует никакой инфраструктуры. Но это не повод закладывать новую мину под город.

Это вообще одна из главных проблем Челябинска и области: одно безответственное решение является основой для другого, естественно, еще более абсурдного. Нужно разорвать этот порочный круг.

Генплан Челябинска, Я.Гуревич, В.Шамне, критика, проект

Previous post Next post
Up