Чтение Заключения ФАС РФ об обстоятельствах дела N 11-16-115 / 00 - 22-18 о нарушении антимонопольного законодательства от 25.02.2019 г. («картельный сговор» губернатора Б.Дубровского, Миндортранса Челябинской области и АО «Южуралмост») - увлекательное занятие, ведь это почти 70 страниц документов и профессиональных оценок о том, как общество обворовывается высшими чиновниками региона и их друзьями - коммерсантами на многие миллиарды рублей. О том, как местная власть работает не на население региона и не на федеральное правительство, а на группу жуликов, часть из которых уже за решеткой, а другие - в розыске.
В понедельник 18 марта ФАС вернется к рассмотрению этого дела, но следует поделиться с читателями некоторыми уже сделанными выводами и красочными деталями, чтобы у общественности было адекватное понимание содержания, значимости и последствий этого масштабного федерального антикоррупционного расследования для Челябинской области.
Немало страниц Заключения (сразу отметим, что в нем широко использованы данные Следственного департамента МВД РФ, в частности, материалы уголовного дела N 11701450001000453 в отношении бывших руководителей ООО Нерудная компания «Бердяуш» Е.Краснихиной, Д.Супруна, В.Гацы и С.Вильшенко - эти же люди заправляли делами и в АО «Южуралмост» и «плотно работали» с «командой Дубровского») отведено воспроизведению электронной переписки, а также диалогов в мессенджере WhatsApp Е.Краснихиной (она была заместителем директора «Южуралмоста» по правовым вопросам, а также акционером этой компании) и министра областного Миндорстроя Д.Микулика.
Эта переписка красноречиво свидетельствует о характере их взаимоотношений: одна из руководителей частной фирмы, участвовавшей в аукционах на десятки миллиардов бюджетных рублей, фактически консультировала и инструктировала министра, проводящего эти аукционы, готовила бумаги для него и губернатора, организовывала пребывание министра в Москве, обеспечивала его личным транспортом и всем прочим. Краснихина редактировала, а фактически - формировала публичную позицию и официальные ответы губернатора Дубровского ФАС и другим ведомствам.
ФАС отмечает, что «между губернатором Челябинской области, Министерством и АО «Южуралмост» велась переписка посредством электронной почты по вопросу выражения официальной позиции губернатора о проведенных Министерством торгах, по итогам которых государственные контракты заключались с АО «Южуралмост».
В цитируемом Заключении подробнейшим образом раскрывается пункт «О заинтересованности губернатора Челябинской области в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с Министерством и АО «Южуралмост» - мы его здесь излагать полностью не станем, но заметим, что информация во многом соответствует
ранее опубликованной (по соответствующим материалам уголовного дела) газетой «Аргументы недели». Это - детальное, многостраничное описание масштабных коррупционных актов в самом доказательном формате.
В результате «Южуралмост» выигрывал почти все дорожные аукционы в Челябинской области: если в 2014 году, когда губернатор Дубровский пришел здесь к власти, доля «Южуралмоста» к общей стоимости контрактов Миндорстроя была лишь 9%, то в 2018-м - уже 96%. Монополия в чистом виде. ФАС предъявил губернатору сговор на аукционах на общую сумму в 8 миллиардов рублей - и это лишь «надводная часть айсберга».
Предварительное заключение ФАС, основанное на данных фундаментального антикоррупционного расследования Следственного департамента МВД и ФНС, пересказать здесь невозможно, тем более, что скоро будет итоговый документ.
Вот лишь вывод о роли Б.Дубровского:
«Комиссия ФАС России установила в действиях ответчиков, что губернатор Челябинской области оказывал всестороннюю поддержку антиконкурентным действиям Министерства по созданию преимуществ АО «Южуралмост», в результате чего была ограничена конкуренция при проведении закупочных процедур. В свою очередь, от АО «Южуралмост» были переданы имущественные права и денежные средства губернатору Челябинской области через Физическое лицо, входящее с губернатором в группу лиц.
На основании вышеизложенного, в действиях губернатора Челябинской области, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и Акционерного общества «Южуралмост» Комиссией ФАС выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, о чем свидетельствует совокупность следующих обстоятельств:
1) выражение губернатором Челябинской области официальной позиции о законности действий по укрупнению лотов на торгах, проводимых Министерством Челябинской области, которые привели к ограничению, конкуренции при проведении закупочных процедур;
2) личная материально-финансовая заинтересованность губернатора Челябинской области в заключении с АО «Южуралмост» максимально возможного количества государственных контрактов, о чём свидетельствуют действия Краснихиной Е. Н. и Физического лица, описанные выше;
3) подавляющее число конкурентных процедур на осуществление дорожного строительства в Челябинской области в период с 2014 по 2018 годы окончились победой акционерного общества «Южуралмост», что было обеспечено действиями заказчика в лице Министерства, согласованными губернатором Челябинской области.
Признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, установленные Комиссией ФАС России, могли стать основой, предпосылкой совершения Министерством и АО «Южуралмост» действий, которые содержат признаки иного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции».
А вот некоторые перлы из переписки в WhatsApp доверенного министра губернатора Дубровского Д.Микулика и акционера «Южуралмоста» Е.Краснихиной насчет аукционов на бюджетные миллиарды, которые ее фирма должна была непременно выиграть (и, конечно, выигрывала):
20 января 2016 г.
*К (Краснихина): «Сегодня по плану подаём иск в суд. По факту подачи я вам напишу. Пока только подаём, как назначено будет я просигнализирую».
22 января 2016 г.
*М (Микулик): «Кать, а мы узнаем, к кому пошел решала?».
*К: «Сейчас спрошу, есть ли эти сведения. Нет, не сказал».
22 января 2016 г. Краснихина Е. Н. высылает Микулику Д. С. текст обоснования укрупнения лота закупки № 0169200003615000134, подготавливая, таким образом, аргументы для Заказчика (Министерство), которые следует использовать при судебном обжаловании решения ФАС России, признающего укрупнение лота незаконным.
Далее Краснихина Е. Н. и Микулик Д. С. продолжают обсуждать организацию обжалования Министерством решения ФАС России. Причем позиция Миндорстроя области полностью определяется коммерсантами "Южуралмоста".
25 января 2016 г.
*М: «Катя а что там намудрили - то, хоть вкратце? Линию защиты железобетонную?».
*К: «Мне сегодня сбросят информацию, пока сама не знаю. Как только получу, сразу же направлю вам».
26 января 2016 г.
*К: «Добрый день, Дмитрий Сергеевич. Иск принят к рассмотрению, предварительное сз назначено на 21.03 на 10 утра».
*М: «Пипец, так быстро?! Ускорить не получилось?».
*К: «Там адвокаты занимаются, я доступа не имею».
А вот как мило Е.Краснихина и Д.Микулик обсуждают участие АО «Южуралмост» в других торгах Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
14 марта 2016 г.
*М: «День добрый. У нас как обстакановка? Какой план, мистер фикс?»
15 марта 2016 г.
*К: «Добрый вечер! Все в порядке. Сегодня конкурент подался.Мы планово завтра. Строго по графику. Пока все хорошо»;
*М: «Понял. Спасибо. Все строго!»
После опубликования 20 апреля 2016 г. решения суда по делу № А40-8724/2016 (об обжаловании решения ФАС России о незаконном укрупнении лота) Краснихина направляет Микулику инструкции, касающиеся заключения контракта между Министерством и АО «Южуралмост»:
20 апреля 2016 г.
*К: «Добрый день) площадка открыла доступ к 1 и 2 частям заявок! Можно подводить итоги и публиковать протокол. Катерина вам протокол сбросит. И считаем 10 дней!»;
4 мая 2016 г.
*К: «Доброе утро, Дмитрий Сергеевич. Давайте подпишем наш контракт по дорогам))) день настал)»;
*М: «Так я за. Доп согл надо еще подписывать от 4 числа»;
*К: «Дмитрий Сергеевич, Катя написала что сегодня надо очень нажать кнопку подписать) доп соглашение она тоже сегодня разместить обещает»;
*М: «щас жмем»
Как следует из имеющейся в распоряжении ФАС России переписки Краснихиной Е.Н. и Микулика Д.С., в декабре 2015 г. сотрудники АО «Южуралмост» занимаются организацией проживания и обеспечением транспорта для передвижения в г. Москве министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Микулика Д, С. Даты приезда Микулика Д.С. совпадают с датами заседаний Комиссии ФАС России по делу о признании незаконным укрупнения лота Министерством дорожного хозяйства и транспорта при проведении закупки № 0169200003615000134.
12 декабря 2015 г.
*К: «Дмитрий Сергеевич, добрый день. Вас завтра на Белорусском вокзале в 13-30 будет встречать Водитель Алексей, +7 (916) 554….12. Ваш номер телефона я ему для страховки тоже передала. Номер в гостинице Пекин забронирован, заезд в 14-00. Подскажите пожалуйста в какое время вам будет удобно встретится с Екатериной в гостинице? Заранее спасибо. Катя;
Все организационные и иные вопросы можно ставить мне, буду решать»
[ ]
«Добрый вечер! Номер брони 1216578 в гостинце Пекин».
Комиссией ФАС России установлено, что Микулик Д.С. проживал в гостинице «Пекин в период с 13.12.2015 по 14.12.2015.
22 декабря 2015г.
*М: «Катя я где-то в 6-30 утра прилетаю шереметъево и примерно в 7-40 на вокзале. Оттуда до фаса докинуть. Пока вроде так.
*К: «Поняла, сейчас все организую»
В понедельник 28 декабря 2015г. Микулик Д.С. также проживал в гостинице «Пекин». Бронирование номера осуществила Мигушова Н. И., занимающая должность советника директора Московского филиала по общим вопросам АО «Южуралмост».
Ну и так далее. Очень много страниц о тесной дружбе и взаимном обслуживании чиновников губернатора Дубровского и менеджеров компании «Южуралмост».
Это поразительная в своем реализме документальная (документов - сотни!) история о СГОВОРЕ властей и коммерсантов. О том, кому именно и за какое вознаграждение служат высшие чиновники Челябинской области, в чьих интересах они «жмут кнопки», перебрасывая миллиарды рублей из госбюджета в частные карманы, как "решают вопросы". Это яркий и достоверный портрет «команды Дубровского». Людей, предельно скомпрометировавших само представление о государственной власти в регионе, превратив ее в содержанку на побегушках у сомнительных коммерсантов.
ФАС и другие силовые структуры, участвующие в этом антикоррупционном расследовании, настроены весьма серьезно. Теперь ждем 18 марта - хотя продолжение истории, думаю, будет долгим, а последствия - значительными.