Всю прошедшую неделю политизированная челябинская публика обсуждала возможность скорой замены губернатора Дубровского на кого-то из представителей команды мэра Москвы С.Собянина: в столичных политических телеграмм - каналах были названы фамилии заместителей мэра М.Лискутова и М.Хуснуллина. Такая вероятность действительно существует, однако речь не столько о конкретных именах, сколько о гораздо более масштабном социально-политическом раскладе.
Мы бы не стали рассматривать эту версию в рамках провинциального теоретизирования об «экспансии Москвы» или «премьерских амбициях Собянина», якобы «расширяющего свой плацдарм на Урале». Речь о вещах гораздо более конкретных, именно они обычно ускользают от внимания публики, но значат куда больше. Проще - о бюджетах и контроле над генерирующей финансовые потоки социально значимой инфраструктурой.
Ранее здесь уже обращалось внимание на то,
что происходит сейчас с компаниями «ЦКС» (регоператор обращения с ТКО) и «Южуралмост» (оператор дорожного ремонта в регионе), которые аккумулируют и контролируют основные денежные потоки региона в рамках такой инфраструктуры. Там произошли принципиальные изменения в составе прежней группы бенефициаров, которые незаметны «невооруженному взгляду», но объясняют многое.
Оба бизнеса перешли под контроль предпринимателя Л.Гниденко и его партнеров, а компания «Ойкумена», которую Гниденко возглавляет, официально сменила «Южуралмост» на дорогах области, выиграв аукцион Миндорстроя более чем на 15 млрд рублей. Эти же люди контролируют с недавнего времени и «ЦКС», в котором сейчас идет управленческая перестройка (партнеры компании сразу отметили вменяемость новых владельцев в сравнении с прежними, «слегка отмороженными» бенефициарами).
Важно то, что Л.Гниденко и его партнеры давно и успешно занимаются большим строительным бизнесом в столице РФ (а также в Петербурге, Перми, Екатеринбурге и других городах) и очень близки к мэрии Москвы. Еще одна существенная деталь: одним из двух учредителей «Ойкумены» является М.Семенов - вице-президент крупнейшей девелоперской компании «Кортрос» - бывшей «Ренова Строй Групп» В.Вексельберга (президент «Кортроса» - экс-глава администрации губернатора Свердловской области В.Голубицкий). Давние добрые отношения Вексельберга и Собянина (а также С.Собянина с С.Кириенко) ни для кого в Москве секретом не являются.
Таким образом, под разговоры о «поиске достойного преемника Дубровскому» важнейшие фрагменты инфраструктуры жизнеобеспечения Челябинской области, генерирующие постоянный поток денежных ресурсов, фактически уже перешли в руки столичной бизнес - группы, имеющей более чем солидных партнеров во власти. Увенчание этой конструкции фигурой нового губернатора выглядит здесь скорее необходимой технической деталью, а назначение одного из московских чиновников вовсе не представляется невероятным сценарием (руководит же Новосибирской областью бывший мэр Вологды А.Травников), хотя именно такое решение вовсе не обязательно. В этом смысле Анисимов или Хуснуллин, Лискутов или Гутенев, а возможно, кто-то еще, ранее не называвшийся, выглядят равно возможными кандидатами.
Однако не следует упрощать ситуацию, сводя сюжет к банальной борьбе кланов за финансовые потоки. По сути, речь о новой модели функционирования социально значимой инфраструктуры в регионах через замену фирм, подконтрольных сегодня вороватым и безответственным местным чиновникам (мусор, дороги, различные посредники при оплате электроэнергии, тепла и проч.) на федеральные, работающие по современным стандартам компании; последние, разумеется, также извлекают свою прибыль, но способны, по меньшей мере, поддерживать порядок в структурах жизнеобеспечения населения и достаточно прозрачны для самих федеральных властей.
Иначе коммунальные катастрофы, ЧП и громкие скандалы в этой сфере станут нарастать как снежный ком, неизбежно приобретая политическую окраску и вызывая все большее озлобление людей: ведь речь идет не об абстрактом для многих «бюджете», а о конкретных деньгах из личного кармана.
Это диктует необходимость соответствующих кадровых перемен в регионах, поскольку такая политика ставит под удар финансовые интересы коррумпированных местных «элит», группирующихся вокруг «старых» губернаторов, и встречает их сопротивление.
Поэтому для Южного Урала никто не станет мучительно подыскивать «достойного сменщика Дубровскому» (такая формула сама по себе звучит весьма двусмысленно) из замусоленной колоды «местных авторитетов»: сюда пришлют компетентного и опытного управленца, фамилия которого будет значить что-то важное лишь для определенного круга людей в Москве и Екатеринбурге.
Это не хорошо и не плохо, это будет адекватным сложившейся ситуации решением. Местные «элиты» провалились, показав свою неспособность как претендовать на власть, так и осуществлять ее - губернаторство Дубровского стало тому очередным подтверждением. В таких случаях «внешнее управление», основанное на профессиональных компетенциях, хорошем понимании политических процессов и финансовых механизмов, обеспеченное мощной федеральной поддержкой (при наличии прямой заинтересованности столичных структур) - мера, которая может вытащить область из того социально-экономического и управленческого болота, в котором она находится. Или, по крайней мере, остановить ее сползание в пропасть.
Это сейчас главная задача, с прочим будут разбираться потом.