«Мы хотим нагадить ШОСу?»

Jun 20, 2018 18:50

        Завтра, 21 июня, в Москве состоится первое заседание оргкомитета по подготовке к саммиту ШОС 2020 года, а сегодня челябинский Народный фронт провел обсуждение очень сложной ситуации с внедрением Территориальной схемы обращения с отходами. Это едва ли случайно, так как проблема челябинских свалок остается одной из самых тяжелых на фоне подготовки международного форума на высшем уровне. ОНФ уже не в первый раз публично артикулирует те претензии к региональным чиновникам, которые держат в уме федеральные власти.

На этот раз их было кому озвучивать: сегодня в исполкоме ОНФ присутствовал министр экологии С.Лихачев, его первый зам И.Харина, представители Росприроднадзора, Роспотребнадзора, регоператора ТБО «Центр коммунального сервиса» и др. Позицию федерального центра представил эксперт Открытого правительства РФ С. Завьялов, именно он назвал главные «грехи» челябинской схемы обращения с ТБО: ее несоответствие постановлению правительства РФ N197, обозначение в терсхеме в качестве мест образования отходов населенных пунктов (а не конкретных предприятий, организаций и домовладений); объемы образуемых отходов даются в разрезе целых муниципальных районов, а указанные в терсхеме маршруты недостоверны - все это  искажает исходную информацию для дальнейших расчетов, а итоговый объем образуемых отходов серьезно занижается, что ведет к значительному завышению тарифа для населения - он может вырасти в пять раз, а сумма переплаты в регионе может составить порядка 4 млрд рублей!



О том, что некорректные «исходные данные», заложенные в терсхему фактически делают совершенно непригодной всю ее математическую и финансово-экономическую модель, говорили также эксперты ОНФ Я.Гуревич, С.Гордеев, Ю.Кудашова и другие.



Это может иметь тяжелые и очень болезненные для населения последствия - не только потому, что тариф оказывается необоснованно завышенным (как это уже произошло в Магнитогорске - он вырос там втрое), а качество обслуживания не меняется (в лучшем случае), но и потому, что некорректно просчитанная и выстроенная в документе схема вывоза и переработки ТБО (на подготовку челябинской терсхемы, напомним, было потрачено 9 млн бюджетных рублей) имеет все перспективы просто рухнуть после того, как попытки ее пересмотра и пересчета упрутся в «потолок» социально приемлемого тарифа.
          Тогда мусор просто начнут сваливать на окраинах городов - это, впрочем, может произойти значительно раньше, так как уже сейчас, после планируемого на 1 июля закрытия челябинской свалки, транспортное «плечо» для 500 мусоровозов, перенаправляемых ежедневно в Полетаево вырастет вдвое, а тариф остается прежним. Будут ли коммерческие перевозчики работать себе в убыток?



Про полетаевскую свалку тоже говорилось много и эмоционально. ОНФ провел на ее территорию несколько выездов, итоги которых руководитель группы экологического мониторинга В.Вороной сформулировал коротко и внятно: «полигон находится в ужасающем состоянии», он совершенно не готов принять весь объем челябинского мусора, это будет катастрофа. Яков Гуревич сказал, что власти области зациклились на идее любой ценой закрыть челябинскую свалку именно 1 июля и начать вывоз отходов миллионного города в Полетаево, мотивируя это решение подготовкой к саммиту ШОС, но на деле именно к саммиту здесь окажется вместо одной три смердящих (в сторону Челябинска, по розе ветров) свалки - челябинская, полетаевская и только планируемая в качестве основной в Чишме, а транспортные выбросы вырастут в 4 раза. «Мы что, хотим нагадить ШОСу?» - задал риторический вопрос Гуревич.

Что касается общественного дебюта министра экологии С.Лихачева, он прошел не сказать, чтобы блестяще. Новый министр нервничал, упрекал общественников, не находился с ответами, ссылаясь на то, что «мы люди новые» и «пришли получить от вас позитив и советы», «а вы нас грузите» - при том, что сам он вообще-то «ученый, доктор наук». Лихачев попросил активистов ОНФ направить ему все имеющиеся материалы с критикой и предложениями, а когда в ответ услышал, что они были направлены в его ведомство уже четырежды, в том числе через прокуратуру, быстро ушел, сославшись на то, что ему и его советнику Безрукову «нужно быть с Холманских», а «туда опаздывать нельзя» (и просигналив по дороге Гуревичу и Гордееву, что неплохо бы встретиться и поговорить).



Свежеиспеченному чиновнику можно искренне посочувствовать: хороший ученый, согласившийся стать челябинским министром - это самопожертвование на грани репутационного самоубийства. И ведь не факт, что подобное самоуничижение закончится чем-то достойным: с такой-то постановкой дел в сфере экологии в областном правительстве.

Региональный ОНФ намерен последовательно продолжать жесткий профессиональный мониторинг ситуации с корректировкой терсхемы обращения с ТБО, образованием тарифа для населения и проблемы Полетаевской свалки. В пятницу эти вопросы, с участием экспертов ОНФ, обсудят депутаты городской Думы Челябинска на заседании комиссии по безопасности. Думается, будет выработана консолидированная позиция, а документы, независимые оценки и расчеты - направлены в Москву.
          Просто выслушивать часами бессмысленные отговорки, оправдания и претензии к обществу со стороны местных чиновников, от которых население тоже заждалось позитива и конструктива (они за это зарплаты вообще-то получают), никто больше не намерен.

терсхема, саммит ШОС, ОНФ, Челябинская область, свалки, экология

Previous post Next post
Up