Провел сегодня своеобразную встречу с молодостью в Центральном мировом суде Челябинска - там начали рассматривать уголовное дело, иницированное В.Гартунгом против П.Большакова и газеты движения «ЗВУ», я был приглашен в качестве свидетеля. Речь идет о предвыборной статье, размещенной в газете областного движения «За возрождение Урала» в ходе кампании 2016 года в Коркинском округе, но корни истории тянутся в 1997 год, когда В.Гартунг вел здесь (тоже вопреки воле тогдашнего губернатора) свою первую избирательную кампанию, а я был советником полпреда и консультантом областного СПП, который Гартунга поддержал.
Я уже
комментировал здесь эту историю после первой беседы со следователем, поэтому не вижу нужды повторяться: в суде сегодня сказал примерно то же. Когда на протяжении 20 лет в ходе избирательных кампаний по одному и тому же округу постоянно всплывает и переписывается на разные лады в разных газетах одно и то же «криминальное чтиво», а после выборов о нем все дружно забывают, трудно оценить это иначе как грубый предвыборный «фейк», имеющий целью опорочить кандидата в глазах избирателей и повлиять на результаты голосования.
И ведь повлиял же на кого-то. При итоговой разнице голосов в пользу А.Литовченко примерно в 7,5 тысяч голосов, газета, распространившая перед выборами полумиллионным тиражом рассказ о том, какой Гартунг пособник террористов, очень даже могла «сделать» эту разницу. Самое забавное в том, что этот «фейк», родом из "лихих 90-х", раз за разом тиражируют в этом округе именно представители «партии власти», ее кандидаты, их команды и газеты (движение «За возрождение Урала» возглавляет, напомню, губернатор Дубровский). У них очевидные проблемы с креативом: без откровенной, причем очень старой лжи, победить никак не получается. Именно так местная власть теряет остатки и так весьма скудного доверия со стороны населения.
Повторюсь: вижу значение этого суда в том, чтобы и господа губернаторы, и те, кто услужливо торопится воплотить в жизнь любые их «хотелки», точно знали - может статься, что и через 20 лет их сегодняшние «черные технологии» будут разбирать не обозреватели, а следователи и судьи.