Маршрутом Юревича

Oct 02, 2017 10:10

        Губернатор Дубровский решил подарить четверть миллиарда бюджетных рублей частной авиакомпании «Ямал» и хочет делать это каждый год - если его не остановят. Челябинские предприниматели теперь знают, куда пойдут выжатые из их бизнеса новыми налогами деньги - на перевозки мигрантов из Бишкека и Тамчи, эти рейсы будут приоритетными. Депутаты Заксобрания области опять проявили коллективную безответственность, проштамповав в первом чтении проект губернатора; они стали соучастниками того, что, вполне возможно, будет потом квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупных размерах - это как минимум.

Кажется, только депутат Филлипов робко поинтересовался у председателя ЗСО Мякуша: что будет, если бюджетные траты «не окупятся»? Мякуш был бесподобен в легкости мысли: «Если инвестиции не скажутся на увеличении туристического потока и привлекательности аэропорта, то мы их отменим».

Здесь все замечательно в своей простоте (которая, как известно, хуже воровства): бюджет не инвестбанк, его средства нельзя инвестировать в коммерческое предприятие. Инвестиции, в свою очередь, нельзя отменить, их можно только потерять. И тогда потери бюджета г-н Мякуш, видимо, готов покрыть из своего кармана?
           На каком основании депутаты раздают бюджетные миллиарды частым компаниям по свистку губернатора, как и когда собираются оценивать эффективность этих трат - они что, изучали какие-то расчеты и обоснования? Что скажет по этому поводу УФАС - почему избрана именно эта компания, на каких основаниях и условиях, почему без конкурса? Какие именно перевозки и с каким конкретно эффектом предлагается субсидировать из бюджета? Откуда вообще взялась эта сумма? Почему бюджет области должен субсидировать коммерческую деятельность этой компании - они что, бесплатно пассажиров возят?

Уже сейчас можно говорить, что будущий контракт - бумага сразу для ФАС и прокуратуры.

Напомню, что все это уже было. Губернатор Юревич дотировал из бюджета области рейсы «Уральских авиалиний» в Вену и Харбин, авиакомпания была счастлива, а бюджет оплачивал пустые кресла в салонах  - более 70%. Как только дотации кончились «УА» моментально слиняли из Челябинского аэропорта, отлично заработав - так же будет и теперь. Но есть существенная разница: тогда речь шла о примерно 50 миллионах рублей (тоже, разумеется, под болтовню о «новых инвестициях», развитии туризма и аэропорта) и этот эпизод наверняка будет фигурировать в одном из уголовных дел экс-губернатора. Сейчас речь о 250 миллионах ежегодно: ставки растут. Возможно, нынешний губернатор уже присмотрел себе особняк в Лондоне по соседству с предшественником, но готовы ли все депутаты ЗСО оказаться рядом с ним?

«Ямал», давно испытывающий проблемы в Тюмени, сейчас бурно празднует, «сев на шею Челябинской области» (символично, что все это происходит одновременно с развитием скандала вокруг банкротства «ВИМ - Авиа»): «глава ямальской авиакомпании Василий Крюк подсчитывает новые прибыли, - пишет агентство URA.RU - Соглашение с Челябинской областью сулит серьезное увеличением дохода компании. «Ямал» в скором времени станет базовым перевозчиком в Челябинском аэропорту. А это новые субсидируемые направления. Челябинские власти уже сделали официальное заявлении о выделении 500 млн рублей. Неофициально денег компания получит гораздо больше. По слухам, власти готовы раскошелиться и на создание необходимой инфраструктуры для обслуживания ямальских самолетов. Соответственно, это очередная экономия для компании и увеличение прибыли».

«Выступление Бориса Дубровского о желании привлечь «Ямал» в Баландино в статусе базового перевозчика вскрыло масштабную операцию, которую проводил перевозчик в последние месяцы»  - сообщает СМИ в другом материале и заключает: «в первую очередь в этой ситуации выиграет АТК «Ямал» и ее гендиректор Василий Крюк. Так он продолжит работу в тюменском аэропорту и будет получать субсидии от ЯНАО. А параллельно станет базовым и крупнейшим перевозчиком еще и в Челябинской области, с которой тоже будет получать бюджетные дотации».

Нам дали возможность искренне порадоваться за «Ямал». Но надо понимать, что компания, руками губернатора Дубровского, банально сажает Челябинскую область на крючок огромных, ничем не мотивированных (не считать же объяснениями очередные мантры про «развитие туризма») ежегодных дотаций  (то есть создается некое «второе челябинское метро»). Как только в ее казну перестанут поступать сотни миллионов челябинских рублей, самолеты «Ямала» вернутся в свое Рощино в три дня (собственно, они оттуда и не уходят). Кто тогда ответит за разбазаривание бюджетных денег? И кто дал право губернатору и депутатам их так разбазаривать? Какие инвестиции придут к нам из Киргизии и Минвод?

Что же касается «Ямала», то нужно напомнить, что, когда ранее искали базовую авиакомпанию для челябинского аэропорта, речь шла о сильной структуре, которая способна инвестировать в его развитие - теперь же предлагают ту, которая будет забирать деньги из области, компенсируя себе некие «выпадающие доходы» (то есть наш аэропорт ей даром не нужен), не будучи при этом даже местным налогоплательщиком. Хороши инвестиции!

Особенно нелепо выглядит вся эта схема с учетом другого «мегапроекта» челябинских властей - ВСМ Челябинск - Екатеринбург. Если предположить на минуту, что она будет-таки построена, то окажется, что добраться из Челябинска в Кольцово можно будет за час с минутами, то есть челябинским городским аэропортом станет именно Кольцово, а не Баландино, местный платежеспособный пассажиропоток, и так скудный, упадет в разы. При этом именно в Баландино и «Ямал» власти планируют вбухивать миллиарды из областного бюджета -  без какой-либо внятной, считаемой перспективы.

Если у депутатов Заксобрания осталась хотя бы капля ответственности и здравомыслия, они обязаны «завернуть» этот законопроект во втором чтении, потребовав от правительства области детальных объяснений, обоснований и персонально ответственных. Ведь получается, что они одной рукой отбирают деньги у челябинских предпринимателей, выдавливая их из региона, а другой - формируют прибыли ямальских коммерсантов и субсидируют билеты в Челябинск для массы киргизских мигрантов. Инициативы областных чиновников на глазах превращаются из глупых в опасные.

авиакомпания "Ямал", дотации, Б.Дубровский, бюджет

Previous post Next post
Up