Челябинск на пути к банкротству

Dec 02, 2016 11:43

          Скандал вокруг огромной задолженности (1,8 млрд. руб.) челябинского МУП «ЧКТС» перед энергетиками «Фортума» за потребленное горожанами тепло, ярко высвечивает «первородный грех» многих муниципальных предприятий: они создаются для того, чтобы превращать бюджетные деньги в небюджетные и выводить их в коммерческий сектор, обогащая чиновников и близких к ним предпринимателей.
          Для городского бюджета это становится настоящей «миной замедленного действия». Впрочем, на сегодня не такого уж и замедленного, оборачиваясь значительными рисками как для муниципальных финансов (город несет субсидиарную ответственность за свои МУПы), так и для нормального прохождения отопительного сезона, транспортного обслуживания, благоустройства.

МУП ЧКТС создавался в свое время сити-менеджером Челябинска С.Давыдовым (при участии высокопоставленных областных чиновников) как посредник в расчетах между производителями тепла и населением именно для этого. Когда сегодня его директор Лобанов говорит, что это «нормально», что ЧКТС рассчитывается с энергетиками примерно раз в год, он лишь подчеркивает суть такой практики - МУП много месяцев прибыльно пользуется собранными с населения деньгами (проще всего - через банковские операции), а отчасти расплачивается с «Фортумом» лишь по решениям суда, что ведет к прямым убыткам энергетиков. Если перевести потребителей на прямые расчеты с поставщиком тепла (УТСК), не случится ничего, кроме того, что из этих отношений «выпадет» звено, позволяющее зарабатывать на посредничестве и задержках платежей. Но это ударит по интересам влиятельных людей, а потому ничего не меняется годами, долги МУПов растут, превращаясь в гигантскую «субсидиарку» челябинского бюджета, с которой надо что-то делать.

Это касается не только «ЧКТС», корни проблем челябинских транспортных МУПов растут отсюда же. Цифры субсидиарной ответственности бюджета по долгам «Челябавторанса» колеблются от 500 млн. до 1 млд. рублей - при том, что есть данные о практике завышения числа поездок льготников, позволяющая МУП «ЦОТ» регулярно получать крупные бюджетные компенсации, направляя порядка 4 рублей с каждого билета в Башкирию, где расположены серверы и обслуживающие структуры этого МУПа.

На городе «висят» долги по освещению и озеленению примерно на 200 млн. руб., а также по другим работам. На сегодня уже вынесенных судебных решений набралось на 130 млн. рублей (а суды еще идут и сумма неизбежно возрастет), тогда как в бюджете на 2017 год на эти цели заложено лишь 30 миллионов. Еще примерно 1,5 миллиардов (!) набралось по неоплаченным работам пресловутой «дорожной революции». Они выполнены, но не приняты лишь потому, что на второй день после подписания актов предприниматели пойдут в суд, а у города нет денег.

Понятно, что в основе этих проблем - постепенное разрушение сложных «подковерных» схем и договоренностей, сформированных в регионе еще администрациями Юревича-Давыдова. Но так или иначе, представляется, что Челябинск встает на путь, ведущий к банкротству - не следует ли городской Думе серьезнее подойти к этим вопросам при обсуждении бюджета - 2017, не превращая его принятие в ставшую привычной формальность акта коллективной безответственности?

Излишне напоминать, что в такой ситуации всерьез говорить о каком-то развитии Челябинска не приходится. Остается рисовать красивые картинки красивых зданий "из будущего", чтобы хоть как-то развлечь (и отвлечь) публику.

Челябинск

Previous post Next post
Up