Неожиданное обострение ситуации вокруг Томинского ГОКа, бывшего еще недавно любимым инвестпроектом региональных властей и свидетельством «политической дееспособности губернатора Юревича» (цитата из «ЧР»), не должно особо удивлять своей неожиданностью. Вспомним, как тихо и гладко происходило вхождение РМК (Русская медная компания) в Челябинскую область, как спокойно проходили общественные слушания
http://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/shit-ekologicheskyu-situatsiyu-v-cheabinskoy-oblasti/ И вот теперь все словно прозрели, внезапно увидев риски, связанные со строительством гигантского ГОКа в непосредственной близости от миллионного Челябинска и катастрофичного Коркинского карьера.
Дело в том, что это тот самый случай, когда региональные власти сами выступают в роли катализатора социального конфликта исходя из собственных, довольно прозаических соображений. Ни для кого не секрет, что история с переселением поселка Роза, сползающего в Коркинский, разрез и жесткая оценка бездеятельности правительства М.Юревича В.Путиным
http://club-rf.ru/74/news/24558 (а позднее - основательные подозрения в коррупционном использовании ситуации с расселением Розы
http://chel.me/chelyabinsk/78-yurevich-otkrovenno-zloupotreblyaet-doveriem-putina.html) послужили одной из главных причин отставки прежнего губернатора области.
Понятно, что Юревич и его команда такого развития событий не ожидали и не желали. Однако средства областного бюджета и так были в полном распоряжении губернатора и планировались к использованию совсем в других режимах. Поэтому было принято решение использовать ресурсы едва ли не единственного попавшего в регион крупного инвестора для решения этой проблемы.
Естественно, "работали с инвестором" как умели - использовали давление, угрозы. Первый заместитель губернатора Комяков лично пообещал РМК проблемы, если на рекультивацию Коркинского разреза не будет выделены очень серьезные суммы - от 6 до 40 с лишним млрд. рублей. Инвестор посчитал и отказался. Проблемы не заставили себя ждать - они пришли со стороны всегда близких администрации Юревича экологов вроде г-на Талевлина (друга г-на Севостьянова, уполномоченого по правам человека в регионе, «человека Юревича»).
Нельзя не заметить, что проект участия РМК в ликвидации проблем (прежде всего - укрепления активно оседающего борта) Коркинского разреза (находится в 10 км. от Томинского ГОКа) вполне реален. Речь шла о перспективном техническом решении - использовании отработанной породы из Томино для заполнения карьера в Коркино. Одновременно ГОК решал проблему строительства «хвостохранилищ», которая по факту отпадала. Этот проект и стоил примерно 6 млрд. рублей. Однако когда речь со стороны правительства области пошла о суммах на порядки больших, РМК отказалась. Вот тогда все и вспомнили дружно об экологии.
Мы уделяем столько внимания этой проблеме именно потому, что это замечательный пример того, как почва для социальных волнений в регионе вольно или невольно создается усилиями региональной власти, не умеющей выстроить отношения с очень немногочисленными инвесторами, ее предельно потребительским отношением к бизнесу и стремлением решить за его счет собственные политические проблемы с Москвой.
Не уверен, что и.о. губернатора области Б.Дубровский полностью в курсе этой ситуации. В таком случае не стоит благодарности. Потому что Юревича уже нет, а за Розу и Коркино все равно спросят. И еще: обучить собственных чиновников договариваться с инвесторами не менее важно, чем учить коммерсантов разговаривать с населением.