После того, как мы посмотрели,
как зимуют теплоходы в Хлебниковском затоне, у нас был редкий и уникальный шанс посетить музей Канала имени Москвы в подмосковном Деденёво. Признаюсь, этот музей я хотела увидеть еще с прошлого года, после того, как прониклась речной темой и написала вот этот пост:
"Шлюзы, рым и теплоход". В нынешнем году отмечается юбилей - 80 лет со дня пуска в эксплуатацию Канала имени Москвы. Самое время для знакомства с историей Канала.
2. Музей истории и современности Канала имени Москвы был открыт 5 июля 2007 года в административном здании Яхромского РГС. Создавался он по инициативе и при участии не только администрации, но и ветеранов, и действующих работников Канала.
3. Вся непростая история Канала, связанная с тысячами тяжелых судеб с начала строительства и до современности доступна посетителю.
4. На улице, на площадке перед музеем, установлены старый катерок и часть агрегата, который качал воду в Москву.
5. Экспозиции в музее перенесут вас от проектирования до строительства.
6. Здесь помнят о роли канала в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время, а самое главное - о людях, которые отдали себя полностью, посвятили свою трудовую деятельность служению одному из лучших каналов мира.
7. Редкие фотографии, исторические справки и документы, карты, личные вещи строителей - все аккуратно и бережно собрано в экспозициях.
8. Канал имени Москвы соединяет реки Москва и Волга. Его длина 128 километров, глубина более пяти с половиной метров, а ширина по дну сорок пять метров. Решение о строительстве канала было принято в тридцатые годы, когда столица ощущала нехватку питьевой и технической воды, а также в транспортных целях.
9. Начались работы в 1932 году. 4 года и 8 месяцев тяжелой стройки = цена множества жизней.
10. Восхищение и поклон тем людям, которые этот грандиозный проект претворили в жизнь!
11. В память о них в день открытия этого музея около четвертого шлюза на берегу Канала имени Москвы была построена часовня Новомучеников в земле российской просиявших.
12. Канал имени Москвы берет начало от Иваньковского водохранилища рядом с Дубной, там находится первый шлюз. Там же расположена Иваньковская ГЭС. Далее канал поднимается и проходит от Москвы по нескольким водохранилищам: Химкинскому, Клязьминскому, Пяловскому, Пестовскому и Икшинскому.
13. Для того, чтобы понять этот музей очень рекомендую посетить его с экскурсией, которую проводит директор музея - Галина Александровна.
14. Ведь не достаточно просто сухих фактов из подписей к экспонатам.
15. А с замечательным экскурсоводом, отдавшим всю свою жизнь каналу, и ее проникновенными рассказами, переживаниями и искренностью вы сможете полностью проникнуться темой.
16. Сотни единиц строительной техники, паровозов и экскаваторов, тысячи машин и сотни тысяч людей - заключенных было привлечено к строительству.
17. Были среди каналостроевцев и вольнонаемные граждане, но это преимущественно инженеры , проектировщики и лаборанты, поскольку труд этот адский. Но и их судьбы были тяжелы...
18. Практически круглосуточно, в любую погоду, на скудном пайке и в нечеловеческих условиях, в любом состоянии нужно было работать.
19. При этом, строители подписывали всякие документы и расписки о неразглашении данных о стройке.
20. Требовалось соблюдение тайны о работах, жизни и местах размещени лагерей НКВД, заключенным нельзя было вступать ни в какие личные отношения и выполнять сторонние поручения. Каждый шаг на контроле!
21. Сколько судеб осталось на дне канала? Скольких не вспомнили и не нашли? В стенах находили массу личных вещей заключенных с "посланиями" миру.
22. По официальным данным, при строительстве канала погибло 22 тысячи рабочих.
23. Ударная стройка, грандиозная и суровая... Музей потрясающий.
24. Хочу выразить благодарность за уникальную экскурсию и возможность прикоснуться пусть к такой тяжелой, но нашей общей истории, круизной компании
«Мостурфлот» и сообществу
travel_russia.