Место удивительной силы: пещерный город Мангуп-Кале

May 23, 2018 11:02

Величественный. Иначе я его никогда не называла. А может и великий, он того действительно заслуживает. Красивый, сильный, необъятный и местами весьма опасный. Это все - Мангуп. Любимый и такой временами загадочный. Он настораживает и одновременно успокаивает. Он обнимает и нежно принимает, одновременно пугая и отталкивая. По-разному к нему народ относится. Кто-то считает местом силы. Силы, сильнее которой и не найти. Местом мистики, исполнения и свершения. Чудо. Как же еще его называть?

Меня он пугал, принимал, настораживал и захватывал. Однажды я даже подниматься на него не смогла. Кто знает, может надо было так тогда. А один раз он мне необычайных сил дал.

Как позже оказалось, совсем не зря и в самое нужное время, но то уже другая история. В прошлый приезд Мангуп почему-то тоже отказался с нами встречаться, а на этот раз поиграл маленько. Но обо всем подробней.

В общем, приехали мы жарким-жарким майским днем. Облачились в панамы, взяли запас воды, выложили лишние тяжести из рюкзаков и отправились по хорошо знакомой тропе наверх.

Мангуп-Кале - один из самых крупных пещерных городов Крыма, средневековый город-крепость. Стоит вот и напоминает нам о тех далеких временах и событиях. Отец-гора. Столица княжества Феодоро, а позже турецкая крепость.

Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250 м, а над уровнем моря на 583 м и образующей плато площадью около 90 га. На территории крепости расположены два больших родника (всего их больше пятнадцати) которые впоследствии стали называть Мужским и Женским. В 1975 году на территории крепости создан одноименный комплексный памятник природы общегосударственного значения.

Для большинства людей, приходящих сюда, Мангуп прежде всего красивейшее место. С его вершин такие виды открываются, что дух захватывает. На это раз я дико намудрила с настройками до, поэтому после ни одной красивой картинки не случилось. Но, что есть, то есть. И так мне будет памятью.

В общем, обо всем подробно.  Встали на парковке в деревне у подножия и пошли. В кассе взяли билетики, а на обратном пути она уже была закрыта.

Очень правильное замечание, но не все выполняют эту просьбу.

Тогда от проезжающих мимо машин поднимается облако пыли.

Видавший виды старичок.

Ой, снег в Крыму в мае! На самом деле в этом кафе длинной палкой сбивали сухие цветы акации с деревьев. Вот радость детишкам была. И красиво еще.

Это место любимо не только туристами, но и археологами, историками, а еще сюда повально ездили хиппи и прочие интересные люди.

Однажды, 12 лет назад, мы даже с одним таким местным жителем познакомились. Жил он в пещере. Один с собакой. И таких там, говорят было много. А еще там удивительный монастырь. Надо бы в следующий раз дойти...

Если вы по каким-то причинам не можете наверх идти пешком, а это часа полтора, то можно на машинах прокатиться. Вроде от 2 или 2.5 тысяч рублей просят, но я в этом кайфа не наблюдаю.

Поэтому мы продолжаем идти.

Дорога крутая и сложная с непривычки, зато в тени.

Камни иногда служат ступеньками или местом для посиделок уставших путников.

Первые поселения на Мангуп-Кале появились около 4−3 тысячелетий до н.э. и ученые нашли тому подтверждение - искусственные пещеры. Первые племена, появившиеся здесь в 1 тысячелетии до нэ тут в 1 тыс до н.э.дали плато название Мангуп, что означает гора.  Потом эти  племена были вытеснены скифско-сарматскими племенами.

На Мангупе сохранилось многое. Остатки стены - укрепления.

Старинный караимский некрополь.

Сохранено очень много надгробий.

По пути есть родники, но почему-то фотографий не нашла сейчас, хотя вроде как и снимала. После того, как водицы выпьешь, умоешься, то и дорога дальше легче. Как второе дыхание обретаешь. И идешь дальше. По указателям - синим меткам.

Поднимаемся на плато.

Перед нами Базилика.

В руинах и раскопках.

Короче, друзья, если подобное вам интересно и вы в Крым собираетесь, то не сомневайтесь - ехать или нет! Однозначно да. Ну и Чуфут-Кале еще посетите, и Эски-Кермен, и Тепе-Кермен, и, и, и...

Я говорила, что когда мы приехали, то была жара градусов +30, но Мангуп же непредсказуем. И после полутора-двух часов внезапно почернело небо.

Далеко. Не застанет. Ох, как же мы ошиблись.

Очень быстро стало прохладно, ветрено и пошел дождь.

Мы бегом добрались в пещеру на Дырявом мысе, где уже спряталось несколько туристов. Зато весело и виды потрясные!

Когда туча убежала и дождь стал тише, то картинка просто сногшибательная стала. Вот он - величественный!

Весь мой. Тот самый, что в памяти навечно въелся. Но у нас той вечности на любование, увы, нету. Поэтому спешим возвращаться, тем более дождик по всем признакам тоже вернется.

Дубы-колдуны. Шептали? Думаю, что шептали. Многие, говорят, даже послания тех шептунов слышат.

Цитадель. Крепость в крепости. Такой бастион, остатки которого до наших дней сохранились. Это ли не чудо?

Были здесь и ворота, и замок, арсенал и тюрьма, даже дворец красивый и богатый. А далее за ней на плато множество пещер. Вообще, Мангуп можно и за целый день не обойти. Он огромен и затягивает, поглощая полностью своими тайнами и историей. Там бывает зависнешь на одной точке, а оповнишись спустя и не поймешь, сколько времени прошло. Настолько чарует все вокруг.

Говорила же про место силы и в те силы верующих? Вообще в Крыму мест таких удивительных и сильных по своей энергетике очень много. Мангуп нереально крут в этом плане. Его сложно не прочувствовать.

Вот и едут сюда не только увлеченные туристы... Что сказать, Мангуп великолепен.