О подменах

May 12, 2018 21:13

Свято право каждого человека - поделиться своим мнением. Но почему от иных мнений идет свет, а от иных остается в душе осадок, чувство неловкости? Вы скажете - это особенности лично моего восприятия. Но странным образом они совпадают с восприятием огромного количества людей, шедших с Бессмертным полком. Спросить у каждого из них: в чем вы видите гламуризацию праздника, а, может быть, шоу, торговлю памятью, постановку? Сколько Вам заплатили, в какой форме принуждали одноклассников (сокурсников) вашего сына (дочери) к участию в этой акции? Не могу говорить за всех, но, кажется мне, ответ будет приблизительно такой: "Мы шли по сердечной потребности, мы реально чувствовали, что наши родные, портреты которых мы несли, идут вместе с нами. Мы познакомились с интересными людьми, узнали о судьбах их близких, трагических и светлых. Воодушевление, с которым мы все шли, не поддается описанию..."
При ближайшем рассмотрении проекция на акцию демонстраций советского времени искусственна, попытка пристегнуть к празднику политическую подкладку разбивается о впечатления непосредственных участников шествия, количество которых становится все больше год от года.
[все-таки наболело...]Я ходила в 4-й раз и еще раз свидетельствую о подлинности и глубине переживания этого события.
Читая же косвенное интеллигентское "фэ" в сторону шествия (в т.ч. от православных людей), я просто сопоставляю цифры: их очень мало в сравнении с теми, кто свидетельствует о шествии, которых только в Москве миллион человек, плюс те, кто хотел пойти, но не смог, но мысленно и молитвенно был с нами (к слову, я насчитала три инвалидные коляски, пока мы шли).
Противникам шествия доставляет странную радость вытаскивать из контекста какие-нибудь местные инициативы ко дню Победы (среди которых есть и весьма неумные) и выпячивать их как главное звено события. Потому что хочется им, наверное, уязвить всех, кто причастен к празднованию, не дают покоя им миллионы людей, не забывающие своих предков, помнящие родство и любящие отечество.
Почему, задаются вопросом уязвленные, другой важный проект "Бессмертный барак" не собирает столько людей? На мой взгляд, есть несколько причин. Одна из главных: фатальной ошибкой было так называть проект, несомненно, необходимый по своей главной цели - поименной памяти всех жертв ГУЛАГа. Для чуткого уха название двусмысленное. Сравните: "полк бессмертен" и "барак бессмертен". Кроме того, в названии сделано намеренное противопоставление - и в нем уже червоточина. Словно проведена граница между бойцами, честно и мужественно сражавшимися на фронте, и томившимися в лагерях или воевавшими в штрафбатах. В таком разделении уже неправда, ведь сколько примеров, когда воевавший человек переходил из одной категории в другую в одночасье!
Гламуризация войны, говорите? Торговля памятью и болью? Вот как раз с проектом "Бессмертный барак" однажды и случился полный… гламур, когда некий художник решил "одеть" репрессированных в модные пиджаки и пририсовать им прически. Никогда не забуду лица Павла Васильева (редчайшего поэта, расстрелянного в 37-м), которому художник изменил прическу и придал совершенно не соответствующий его лицу облик, а женщине, впоследствии расстрелянной, "надел" мини-юбку и приделал чьи-то ноги… Это было прямое надругательство над памятью и судьбой новомучеников, но собрало немалое количество перепостов в фейсбуке и возгласов - "ах", "до слез" и пр. Хотя вряд ли кто из восторгавшихся помолился о мученической кончине этих людей или узнал о их судьбе, кроме того, что прочитал краткую сводку и даты жизни на картинке с фотошопом…
Это и есть, с моей т.з., провал вкуса и меры, пиар-ход и прямая торговля памятью и болью, однако для меня этот факт не затмил основной идеи "Барака".
Но скажите, к чему вражда, противопоставление, осуждение "бараковцами" акции "Бессмертный полк"? Память о жертвах ГУЛАГа и павших на этой страшной войне бойцах находится в одном поле, молитвенном и искупительном. Однако происходит поляризация, передергивание "бараковцами" смыслов: "Бессмертный полк" - советский проект, с ним идет Путин - это приговор, вы - ряженые, "напялили" (так они говорят) пилотку на ребенка - это все скверно, да еще фотографиями на своей странице поделились… Осуждение и отталкивание от себя людей, которые всё понимают правильно, все знают о непарадной стороне войны, - одна из главных причин раскола в обществе. А в эту трещину есть кому забить клин, уж поверьте, тому, кто ни в том, ни в другом проекте не участвует.
В этом году мы ходили на шествие "Бессмертный полк" с Марией Николаевной Фудель - внучкой репрессированного Сергея Иосифовича Фуделя, которая несла портрет своего отца-орденоносца, дошедшего до Берлина. Его ждала судьба "сына врага народа" - и во многом жизнь его была полна боли и тревог. Но связь с отцом была сильнейшая, о чем мы знаем из их переписки, она велась, когда С.И. Фудель отбывал ссылки вплоть до 1951 года. Значит, так отец воспитал своего сына, а тот - свою дочь, что Мария Николаевна, всё поняв правильно, искренне с огромной радостью присоединилась к шествию.
Именно поэтому прошедшие с "Бессмертным полком" никого не судят, люди радуются Победе, а о войне они знают из прямых свидетельств своих родных (среди которых есть и репрессированные), а не из роликов "бараковцев", которые пытаются представить народ иванами, не помнящими родства… В том и различие: объединяющей радости и разъединяющего суда.
И как свято право каждого человека иметь свое мнение, так и свято его право присоединиться к памяти и молитве или - к суду неправому, к камням летящим в наших детей… Выбирайте.

война, Бессмертный полк, подмены, я люблю вас люди, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up