Он "с детства был помешан на опере"... Потомок великого Верди на "Репетиции оркестра" в театре Сац
Mar 28, 2015 01:59
Сегодня были на "Репетиции оркестра" в театре Сац. Отзыв напишу позже, спектакль получился удивительный. Пожалуй по находкам и воплощению близок к "Любви к трем апельсинам". Но самое фантастическое, что мы сегодня видели праправнука великого Джузеппе Верди - Симоне Фермани, он дирижировал оркестром. И делал это потрясающе! Кнопка даже не поверила, когда узнала. И в антракте мечтала получить автограф Фермани на нотах его предка :) Но за неимением нот пришлось довольствоваться автографом на программке. А меня все время не покидало странное чувство осознания реальности существования потомков композиторов, все представление о фигуре которых складывается из рассказов в учебниках и напудренных лиц, взирающих с пыльных гравюр... Хотя в данном случае мы имеем для сравнения гораздо более современные формы.
- Вы говорите, что построили карьеру независимо от «родственных связей» с Верди. - Дело в том, что ни я, ни кто-либо другой до последнего времени не знал, что я являюсь потомком Верди. Моя бабушка перед смертью рассказала, что наш род происходит от великой певицы, супруги Верди Джузеппины Стреппони. Она вспоминала, как каждый месяц эта великая звезда приезжала в ее бедный дом в шикарной карете, запряженной четырьмя черными лошадьми, чтобы навестить свою дочь. Это сложная и грустная история. [Spoiler (click to open)] Когда Джузеппина Стреппони в 1851 году забеременела, она еще не была замужем за Верди. Вы прекрасно понимаете, что если бы у нее появился внебрачный ребенок, случился бы грандиозный скандал. Для публичной персоны, каковой была Стреппони, да и для Верди в те времена это означало бы неминуемый конец карьеры. Стреппони приняла решение бросить свою дочь - мою прабабушку Луизию Фьяндрини.
- Как вы об этом узнали?
- Таков был рассказ моей бабушки, и до недавнего времени я не очень о нем задумывался. Но в 2000 году вышел фильм о Верди, в котором знаменитый музыковед Мэри-Джейн Филипс-Мэтц рассказала о своем открытии: она доказала, что у Верди и Стреппони был внебрачный ребенок. Но не знала, кто именно. После этого мы с моим братом-тележурналистом провели большое расследование и доподлинно установили, что эта дочь - наша прабабушка. Нотариус, в дом которого Стреппони отдала ее на содержание, подделал все документы о ее рождении. Были подставлены фальшивые цифры и фальшивые подписи. Факты скрывались особенно тщательно еще и потому, что Наполеон III тогда принял закон о 10-летнем тюремном наказании для родителей, оставивших своих детей.
- Верди был согласен на эту фальсификацию?
- Понимаете, Стреппони была представительницей оперной элиты, а Верди - тогда еще малоизвестным композитором. Джузеппина фактически сделала ему карьеру, в том числе благодаря тому, что пела главные партии в его операх. Верди от нее зависел и не мог противостоять ее решению. Но он был очень зол. «Риголетто» - опера, написанная в том же 1851 году, - это история об отце, страстно любящем свою дочь. Давление общества, необходимость расставания с близкими и любимыми - эти темы легко прослеживаются в разных произведениях Верди.
- Как сложилась судьба его внебрачной дочери?
- Она выросла в чужом доме, но Стреппони и Верди платили за ее образование. Каждый раз, когда Стреппони приезжала навестить уже взрослую дочь, она предлагала Луизии вернуться. Но та отвечала отказом. Меня часто спрашивают, почему я не претендую на наследство Верди, не занимаюсь его авторскими правами. Именно потому, что моя прабабушка сказала «нет», я говорю то же самое. Для меня не важно владеть домом Верди или распоряжаться его наследием. Главный его подарок мне - это способность понимать оперу и дирижировать.
- Осознание родства с гением как-то повлияло на вашу жизнь?
- Оно дало мне ответы на многие вопросы, позволило понять себя. Я с детства был помешан на опере. Не гулял во дворе, не играл в футбол, а сидел за роялем и слушал всяческие записи. Потом обнаружилась еще одна моя особенность: разговаривая с человеком, я мог сразу же точно определить, какой у него тип певческого голоса. Страсть к дирижированию тоже проснулась во мне ни с того ни с сего. А рос я в маленькой деревне, и никто меня не понимал. В моей семье не было музыкантов. Сверстники считали меня сумасшедшим.
- Никто из музыковедов не пытался оспорить ваше родство?
- Еще недавно никто вообще не знал про эту историю. Сейчас мы с братом издали книжку и разослали ее множеству музыкантов и ученых. Приходят восторженные отклики - эта история многих увлекла.