5. Овраги и дороги

Dec 23, 2013 15:11

Ещё до появления города была дорога.




Дорога, шедшая на восточную окраину Черниговского княжества - из Карачева в Новосиль (и далее в Елец). Как большинство древних дорог, она шла по водоразделам и пересекала реки в наиболее удобных местах - там, где крутизна берегов одинакова и минимальна. Из трёх вариантов пересечения Оки между устьями Цна и Орлика был выбран самый нижний - у самого устья Орлика: там, где и сейчас стоит Красный мост. В XII веке моста не было, а была паромная переправа, для контроля которой на стрелке была поставлена круглая в плане деревянная крепость - слишком маленькая для города, но достаточная для укреплённого пункта (кстати, почти строго посередине между Карачевом и Новосилем - по 85 км, что примерно соответствует дневному конному переходу по грунтовой дороге).
Местоположение Карачевской улицы не могло быть иным - между оврагом Студёный вершок (Зелёный ров) и верховым Утиным болотом (Комсомольская площадь). Выход с Карачевской улицы на шоссе был застроен только в 50-е годы XX века. Кстати, дальше дорога шла тоже не совсем так - по северной окраине нынешнего аэродрома - этот участок дороги хорошо виден на снимках из космоса.

Дорога в Новосиль (улица Пушкина; он по ней действительно выезжал из Орла в 1828 году после визита к Ермолову) после переправы через Оку шла между долинами двух ручьёв - Ленивца и Пересранки (с XIX века - Пересыханки, хотя ручей не пересыхал). Оба ручья сейчас в трубах.

Основание крепости в XII веке подтверждается археологическими раскопками, проводившимися на стрелке в конце 80-х годов (были найдены ряд домонгольских артефактов) и быстротой возведения крепости в 1566 году на сохранившихся валах. Да, низменная стрелка часто затапливается в половодье. Да, она простреливается с высокого берега Орлика. Но насыпать валы и ждать их оседания долго. Кстати, большинство городов, основанных в середине XVI века к югу от Тульской засечной черты, были всего лишь возобновлением оставленных жителями (в условиях слабости литовской власти и постоянных набегах татар за полоном) старых черниговских крепостей домонгольского периода: Мценск, Болхов, Кромы, Ливны (вот только Карачев и Новосиль, вероятно, всегда оставались населёнными).

Все города к югу от Тульской черты контролировали татарские сакмы - дороги набегов. Орёл оказался в стороне от Пахнутцевой дороги (она шла из Мценска почти строго на юг - к Курску), но почти рядом с Царской дорогой, по которой в 1571 году наступал Девлет-Гирей. По нынешней территории Орла эта дорога может быть реконструирована приблизительно - как идущая между глубокими оврагами хорда между Наугорской дорогой и старой Кромской дорогой, проходившей по улице Автовокзальной и пересекавшей Оку между устьям Цна и Рыбницы - у деревни Гать (там, где и сейчас мост и дорога). Южнее Гати дорога раздваивалась: путь на Кромы лежал через Кнубрь (примерно так, как сейчас идёт железная дорога), а сама Царёва дорога уходила строго на юг - через Лаврово и дальше по водоразделу Оки и Рыбницы (её участок в Орловском районе и сейчас используется, а выход на Пахнутцеву дорогу (как и сама Пахнутцева дорога) заброшен. Кстати, сам Девлет-Гирей в 1571 году, справедливо полагая, что на переправе через Оку у Гати его могут ожидать орловские сторожа, ушёл влево: форсировал Оку выше - через Быстрый брод (вероятно, к югу от Знаменки) и Цон, а затем пересёк Орлик уже по традиционному пути - через Царёв брод. Именно на Царёвой дороге между Окой и Орликом в 1615 году происходило сражение Пожарского и Лисовского.

Выход от крепости на Наугорскую (первоначально - Нугорскую, т.е. ведущую к Нугри) и Болховскую дороги тоже однозначен - по самому пологому склону Георгиевской горы - примерно по нынешней улице Ленина.

Дорога на Москву первоначально ответвлялась от Новосильской не сразу после моста, а позже - по Старо-Московской улице, поскольку в районе кинотеатра "Родина", также предположительно было болото (прямая дорога - собственно Московская улица - там, конечно появилась, но позже). От того же перекрёстка отходила и дорога на Курск (1-я Курская) - тогда проще было срезать путь на Пахнутцеву дорогу, чем ехать через Кромы. Оба этих более поздних, чем Новосильская улица, пути пересекали ручьи в наиболее удобных местах - там, где крутизна склонов и ширина оврагов были минимальны - по мостам.

У трёх развилок на окраинах города (предположительно ещё в XVI веке) были организованы кузни (для перековки лошадей и ремонта телег) - чрезвычайно пожароопасные сооружения, которым не место в плотной застройке. Их местоположение реконструируется по старым названиям улиц Сурена Шаумяна, Латышских стрелков и Емельяна Пугачёва (все они были Кузнечными) - они обозначены на карте знаком U.
Previous post Next post
Up