Как Горби разрушил СССР.

Feb 12, 2014 23:37


Глупо искать здесь следы антирусского заговора. Антирусский заговор, безусловно, существует - проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России. Виктор Пелевин. Generation "П"

Для тех, кому читать лень, резюме: СССР был разрушен неумелым введением рыночных элементов в плановую экономику, вызвавших потребительскую инфляцию, и введением элементов политического либерализма.

1) Ложные теории.
Прежде всего, стоит сказать об ошибочных теориях. На Западе популярна теория, продвигаемая прежде всего Бжезинским и Ко, что СССР разорила гонка вооружений и падение цен на нефть. Это, конечно, лапша, призванная придать глубокий смысл огромным затратам США на гонку вооружений и сильнейшие перепады нефтяных цен в 70-80-х. На самом деле, ситуация скорее обратная. Производство оружия и космос - фактические единственные сферы, где СССР удалось создать передовые конкурентоспособные технологии. Гонка вооружений здорово поддерживала советскую внешнюю торговлю. Что же касается нефти, такое резкое её падение в 80-е было полной неожиданностью для всех. Буш старший, будучи тогда советником президента, ездил к саудитам и пугал их вводом импортных пошлин на нефть в США, в случае слишком сильного падения нефтяных цен. Пугать их, впрочем, было излишним, так как он сами большую часть 80-х сокращали поставки, пытаясь остановить падение цен. По забавному совпадению, наращивать поставки они начали почти в тот самый момент, когда цены, наконец, пошли вверх.

Вторая ошибочная теория распространялась Гайдаром и его последователями. Дескать, СССР погубило падение эффективности экономики, дефицит ресурсов и ухудшение условий внешней торговли. Сами по себе эти факты верны, но теория эта похожа на утверждение, что некий гражданин попал под машину потому, что много ел и вел не спортивный образ жизни. В какой-то мере это правда, но весьма ограниченная.
Падение эффективности и дефицит ресурсов в итоге настиг все социалистические экономики, но реакция была разная. Китай успешно провел реформы, КНДР напротив от реформ воздержался. Но и там и там государство устояло. Так что, казавшийся на волне эйфории конца 91-го очевидным, тезис о непременном переходе от социализма к западной демократии, оказался вовсе не очевиден, да и не верен.

2) Экономика должна быть экономной.
Начну с банальностей. В рыночной экономике рынок уравновешивает спрос и предложение. Т.е., если на что-то растет спрос, то растет цена, растет выгода производства и инвестиции. Как результат, или производство в итоге вырастает пропорционально спросу, или, если рост производства невозможен, товар становится элитным и падает спрос. Но, так или иначе долгосрочный баланс поддерживается всегда.
В плановой экономике план определяет и спрос и предложение. Продавец и покупатель принадлежат государству, а потому почти вся цепочка спрос-предложение в государстве может быть спланирована заранее. Почти потому, что есть плохо планируемый фактор - конечное потребление гражданами. Люди подвержены моде и прочим непостоянным факторам, а потому сами не могут спланировать свои потребности. В принципе, вопрос решаем. Ким Ир Сен просто посадил своё население на карточки, заранее определив, кто, сколько и чего будет потреблять. Но советская власть, в общем-то, любила своё население, а потому постоянно держать на карточках его не хотела. Но сферу рыночного потребления ужали максимально. Большая часть того, на что житель Запада тратит деньги, советские люди получали за счет государства или за символическую плату. Жильё, медицина, образование, общественный транспорт и прочая инфраструктура. Основные потребительские товары тоже максимально дотировались.
Таким образом, рыночная сфера потребления, удовлетворяемая государством, была минимальна. И зарплата советского человека была фактически карманными деньгами на питание и предметы роскоши. Существовал довольно жесткий барьер между наличным и безналичным обращением денег. Рыночное потребление ютилось в своём маленьком закутке, и государство контролировало его, соизмеряя сумму зарплат и производство потребительских товаров и услуг.
Понятно, что эта система не могла хорошо работать. Рыночный спрос при плановом предложении регулярно лажал, создавая избыток одних товаров и дефицит других при общей бедности ассортимента. Но при всем при этом, система, в общем работала. Тот, кто помнить первую половину 80-х, называемую золотым периодом застоя, может это подтвердить.

3) Ускорение расширения внедрения.
Началось всё с плавного падения эффективности экономики с 60-х годов. Бюрократия, уравниловка и падение веры в социалистические ценности постепенно подтачивали общество. Характерен один случай, произошедший в начале перестройки. После какого-то праздника, в колонне рабочих одного завода состоялся диалог, переросший в драку. Старый рабочий, расчувствовавшись, заявил, что будь у него два сердца, он бы оба отдал работе, на что молодой ответил, что будь у него два хуя, он бы оба на работу положил.
Так что реформы, начатые Горбачевым, были обусловлены реальной потребностью как-то повысить эффективность производства и мотивацию работников.

Первоначально, был объявлен курс на «ускорение и интенсификацию». Государство попыталось просто увеличить вложения в технологическое обновление промышленности.
Однако скоро стало ясно, что вложения не приносят значимого эффекта. Предприятиям категорически не хотелось возиться с переоснащением, которое обещало массу морок и увеличение плана. Новое оборудование гнило в ящиках под дождем.

Тогда правительство попыталось стимулировать производство и работников к модернизации. Предприятиям были увеличены лимиты на премирование. Эта вполне рыночная мера, однако, не дала реального результата. Эффективность работы определялась выполнением плана, а не рыночными продажами и выручкой. Тогда как премии распределяло руководство завода, само по себе являющееся наемными работниками.
Зато негативный результат появился сразу, хотя на тот момент его никто не заметил. Новый ручеек наличных поплыл в потребительский сектор, а вот цен и производства никто не увеличил. Ситуация с дефицитом товаров в магазинах стала ухудшаться. Но к дефициту привыкли, и это никого не насторожило.

4) По стране несется тройка: Мишка, Райка, перестройка.
Тем временем стало очевидно, что меры эффективности не дали. Реформистское крыло в Политбюро стало теснить консерваторов, которым предложить было нечего. Появилась идея повторить успех НЭПа. НЭП в партии не любили, но признание этой политики Лениным делало её допустимой, или, по крайней мере, не еретической. Были разрешены кооперативы и подряд в сельском хозяйстве.
Но и тут упущен был важный момент. НЭП вводился в стране с разрушенной промышленностью, полной кустарей и артелей. Ну и до коллективизации. Забегая вперед, можно заметить, что Китай, начиная реформы, первым делом распустил колхозы.
Кооператоры, как и любой бизнес, были озабочены вовсе не «товарами народного потребления», а получением прибыли. Производство товаров было проблематичным, прежде всего потому, что всё сырьё контролировалось государством и отпускалось по государственным ценам. Да и сами цены на товары были искусственно занижены.
Кооперативы занялись тем, что было наиболее прибыльно - бесхозяйственно брошенными ценностями и не рыночными перепадами цен.
Пара примеров. Кооператив "Техника" первого официального советского миллионера Артема Тарасова продавал за границу "отходы химических производств" (читай "цветные металлы") и закупал компьютеры (компьютер в СССР был близок по цене к автомобилю и потребительским товаром не являлся). Фонд молодёжной инициативы Межотраслевого центра научно-технического творчества молодёжи (НТТМ), где трудился Ходорковский и Ко, зарабатывал на так называемом обналичивании средств. В то время НИИ, КБ, заводы, в отличие от центров НТТМ, не имели права выплачивать своим и приглашённым сотрудникам за выполняемые сторонние заказы реально заработанные деньги. Чтобы обойти это ограничение, предприятия пропускали свои заказы через центры НТТМ, выплачивая им комиссионные - вначале 90 %, но постепенно, с ростом предложения этих услуг, суммы комиссионных снизились. Ходорковский и коллеги занялись обналичкой одними из первых и уже в 1988 суммарный оборот торгово-посреднических операций НТТМ составил 80 млн рублей.
Как итог, практически никакого увеличения объёма основных потребительских товаров кооперативы не дали, зато наличность от кооператоров через рынки и сферу обслуживания потекла населению широкой рекой.

5) Потребительская истерия.
Наплыв наличности у населения в сочетании с практически не растущим предложением в магазинах и замороженными ценами, постоянно усиливал проблему дефицита. Нарастающий дефицит всегда склонен перерастать в потребительскую историю, а сама истерия дает такой рост спроса, который не сравним с масштабами предшествовавшего дефицита. Нагляден пример соляной истерии 2004 года, когда оборот соли в некоторых областях вырос десятикратно, и всё равно её почти месяц не было в продаже. Советская промышленность такого роста поставок не могла создать в принципе, а потому товары начали пропадать совсем. Первым исчезло то, что не портится и всегда нужно. Спиртное, табак, сахар. Я знал семейство, которое тогда, пользуясь "блатом", купило столько сахара, что следующие 5 лет не покупало его вовсе. Начались водочные и табачные бунты.
При этом, категорически нелепы утверждения, что мол советская статистика всё врала. Продукты в стране были. И вполне свободно лежали на базарах, но по цене в 4-5 раз превышающей государственную.

6) Народ и партия едины, различны только магазины.
Почему-же власть не понимала происходящего? Если нынешняя западная экономическая наука - это каббала, то советская экономическая наука - схоластика в худшем её варианте. Советская элита не признавала разговоров про кривые спроса и предложения, а практических знаний иметь не могла, так как сама отоваривалась исключительно в собственных закрытых распределителях, где всегда всё было.
Поэтому правительство смотрело в статистику, видело медленный, но верный рост выпуска товаров и списывало жалобы на дефицит на происки воров и спекулянтов. Пока не дошло до бунтов.
К этому моменту в верхах начали понимать, что с соотношением наличности и товаров не всё в порядке. Но виновными во всем, опять таки, признали спекулянтов, и начатая денежная реформа была прежде всего нацелена на конфискацию крупных сумм наличности, а потому, даже вместе с некоторым повышением цен, дела не исправила. Как показал более поздний опыт 92-го, избыток наличности был как минимум трехкратным. Параллельно велись попытки погасить дефицит импортом, но это только ввергло государство в долги, не дав эффекта.
Тут стало понятно, что дело-табак, и решено было использовать проверенный метод - талоны.

7) Гласность.
Талоны неоднократно выручали СССР в годы недостатка товаров, возможно они помогли бы и в этот раз. Но последний удар Союзу нанесли, как это не парадоксально, Карл Маркс и гласность.
Экономическая суть марксизма проста как пять копеек. Стоимость товара складывается из стоимости сырья, труда рабочих и прибавочной стоимости, которую забирает себе жадный буржуй. Из этого очевидно следует, что если убрать буржуя, рабочие будут жить лучше, ибо товары для них станут дешевле. Марксизм - типичная западная идеология, предполагающая ровно то же общество потребления, просто с альтернативной экономикой. Гласность позволила советским людям узнать как живут на Западе. Картины ста сортов колбасы в витринах столкнулись с километровыми очередями за единственным сортом. И народ возопиил: "За что боролись???!!! 70 лет бились с буржуями за лучшую жизнь, и теперь не лучшей жизни не буржуев?" Советская идеология рухнула, увлекая за собой государство.

8) Если уж дожевывать совсем.
Собрав из обломков Российской Империи СССР, большевики заявили, что Россия была "тюрьмой народов", а они создадут новый союз на основе истинно пролетарских ценностей. И когда эти "пролетарские ценности" рухнули, рухнул и сам Союз. Не надо плевать в историю, вылетит - не поймаешь. "От ваших союзных ценностей одна нищета!" - дружно решили республики. Впрочем, подозреваю, население большей части из них, ездящее теперь в Россию побатрачить, само не слишком радо произошедшему.

PS: Как показывает статистика, после начала реформ россияне стали есть меньше и хуже, зато дефицит полностью исчез. Сказалось освобождение цен.

СССР рухнул не в следствие какого-то общеэкономического кризиса. Экономика росла, пусть и очень медленно. Причиной падения стал острый идеологический кризис, вызванный полной разбалансировкой потребительского рынка и дискредитацией базовых идеологических ценностей.

СССР, экономика, кризис, статистика

Previous post Next post
Up