Про жизнь и Макдональдс. Три парадокса.

Feb 14, 2013 00:36


В наш век борьбы за здоровый образ жизни и с лишним весом, невольно возникает вопрос: «Почему люди так любят есть в Макдональдсе?» Ведь фастфуд вреден для здоровья. Почему наш организм, который эволюция оптимизировала для выживания, с такой радостью поглощает всю эту гадость? Почему мы с такой готовностью идём навстречу диабету и инфаркту? Ответы на деле довольно парадоксальны.

Парадокс номер раз. Еда из Макдональдса не плоха, она напротив очень хороша для нашего организма. Потому он её и любит. В фастфуде много соли, сахара, жиров и углеводов. С точки зрения организма - это чудесно. Соль редка в природе и нужна для функционирования нервной системы. Сахар и хлеб - это углеводы, легко усваиваемая калорийная растительная пища. Жир тоже крайне калориен. В сущности, углеводы и жиры - это природные аккумуляторы энергии. Зерно - это семена растений, концентрированный запас энергии для дочернего организма, призванный кормить его пока он не отрастит свои корни и листья. Жиры - аккумулятор энергии животных. Посмотрите на яйца птиц, желток - сплошной холестерин. Посмотрите на млекопитающих, молоко - жировая эмульсия. Медведь запасает к зимней спячке не мышечную массу, а жир. Наконец, вспомним ещё недавние взгляды человечества. Например, статуи «счастливый Будда». Какой у него пузень? А? Жир - это счастье и процветание. Когда мы едим сладкое, жирное и солёное, мозг щедро подкармливает нас дофамином. Нам вкусно и хорошо.

Так что первый ответ на вопрос прост. Фастфуд - дешевая энергия. Мы любим Макдональдс потому, что его любит наш организм.

Парадокс номер два. С точки зрения эволюции польза от Макдональдса намного меньше вреда. Как же так? А инфаркты, инсульты, диабет, панкреатит? Ведь люди, питающиеся «здоровой пищей» живут дольше и здоровее тех, кто ест фастфуд? Дело в том, что эволюции наша долгая жизнь не нужна. Эволюция - это процесс выживания генов, это постоянная гонка вооружений. Залог выживания - изменчивость и развитие. А организм крайне слабо изменчив. Изменчивость происходит при наследовании. Проще иметь короткоживущие организмы, которые меняясь, быстро адаптируются к изменениям, чем долгоживущие, у которых вся адаптация будет за счет резервов организма. Ведь выживание генов будет обеспечено в обоих случаях. Более того, срок жизни - это уступка. Организм должен успеть вырасти, получить все навыки, родить и вырастить потомство, а потом оперативно умереть. Поэтому, долгоживущие организмы как правело, велики или сложны. Деревья-гиганты выигрывают у собратьев за счет размеров. Масса - куб от размера. Массу надо набирать долго и упорно. Потому баобаб легко проживает тысячу лет. Слон может дожить до 100 лет. А что с человеком? Наш срок жизни - 30 лет. Примерно столько составляет его средний срок жизни в природе. Этого вполне достаточно для взросления и выращивания потомства. Наследственная изменчивость не безгранична. У эволюции и так ушло 2 миллиона лет на создание из обезьяны человека. А жили бы 60 лет? Ушло бы все 4 миллиона. Теперь становится понятно, почему мы, жуя бигмак, плюём на перспективы инфаркта. Вы видели здоровых людей, умерших до 30 от ожирения? Я - нет. А после 30 по мнению природы мы - отработанный материал. Почему мы можем жить дольше? Наш гарантийный срок рассчитан на суровые условия. Детская смертность, болезни, хищники, голод, борьба в стае. И в этих условиях надо в среднем протянуть 30 лет. Так что запас надежности в нас есть.

Второй ответ тоже оказался не сложен. Фастфуд слабо сокращает гарантийный срок нашего организма. Эволюции наплевать на наши будущие инфаркты.

Парадокс номе три. Все-таки мы недолюбливаем жирных. Их дразнят дети, а это верный признак неодобрения природы. Дети - изрядные животные, их поведение гораздо более инстинктивно, чем разумно. Так почему мы так активно жиреем? Дело тут вот в чем. Все 4 миллиарда лет эволюции - это борьба с голодом. Достаток пищи априори может быть только мимолетным. Так что весь опыт миллиардов лет учит нас простой мысли - ешь пока можешь. Придет голодный год, а он придет обязательно, и пока толстый сохнет, тощий сдохнет.
Эволюция оперирует не годами, не столетиями и даже не тысячелетиями, а сотнями тысяч - миллионами лет. Наша сотня лет пищевого изобилия для неё миллисекунды. Наши инстинкты обучены борьбе с голодом, хищниками, болезнями. А вот борьбе с регулярным перееданием они не обучены. Опыт 4 миллиардов лет научил их, что еды много и долго не бывает.

Третий ответ - наш организм просто не понимает, что фастфуда может быть много всю жизнь.

биология, эволюция, еда

Previous post Next post
Up