Прогрессивные и не очень отечественные ЖЖшечки опять запестрили предсказаниями конца света, так что я решил накатать небольшой текст о текущих мировых угрозах.
Глава 1. Почему сейчас.
Почему собственно сейчас опять взялись за апокалиптику? Этому есть три чисто косвенных причины.
Во-первых, нынешнее поколение россиян пережило падение коммунизма и СССР. Если для жителей Запада большой кризис - страшные сказки о прошлом, то для нас, напротив, это обыденная реальность. Им там свойственно недооценивать вероятность «черных лебедей», тогда как у нас готовы ждать их всегда, переоценивая их вероятность.
Во-вторых, нынешний кризис начался с США и стал крупнейшим со времён ВВ2. Естественно, что прогнозируя дальнейшее, многие смотрят на предыдущий американский кризис - Великую Депрессию. Для неё было характерно две волны кризиса. Т.е. первый обвал был в 1929 году. Потом вроде бы началось некоторое восстановление, однако, уже весной 1930 вторая волна опрокинула слабый рост и погрузила страну в пучину кризиса куда глубже первой. Любопытно, что довольно локальный кризис пузыря доткомов в 2000 году тоже имел две волны. Так что ожидание второй серии кризиса имеет под собой некоторые исторические основания. Хотя нынче второй волны уже ждали осенью 2010 и безуспешно.
В-третьих, масса народа крайне недовольна действительностью, хотя действительность такая штука, которой решительно пофиг недовольство. Соответственно в прогрессивных бложиках ждут падения нашего «кровавого режима», а в исконно-посконных - американского.
Ну и прямая - в мире действительно не всё хорошо. Но начнем по порядку.
Глава 2. Содержание предыдущей серии.
Слоганом первой волны нынешнего кризиса можно считать слово «Внезапно!» Т.е. конечно Рубини предсказывал кризис американской ипотеки в результате перегрева, но таких последствий явно не ждал. Да и ему не очень верили.
Кризис ударил по трём столпам западной экономической веры: надежности американской ипотеки, надёжности финансовых рынков и демократии, как надежном источнике привлечения инвестиций.
Ситуация с ипотекой была следующая. Недвижимость долго и непрерывно дорожала. Соответственно дом всегда стоил больше, чем выданный под него кредит, даже если кредит имел отсрочку оплаты. По тому кредит считался очень надежным, ведь в случае невыплаты всегда можно забрать дом и продать его. Поэтому банкиры щедро раздавали кредиты, не слишком интересуясь реальными доходами заёмщиков. Кредиты продавались ипотечным агентствам (те самые Фредди и Фанни). Те выпускали под них бумаги, которые уже скупали банки по всему миру.
Внезапно (Вот оно!) недвижимость подешевела, т.к. разогретое кредитами предложение превысило даже самый сомнительный спрос. Свежевыданные кредиты сразу стали плохо обеспеченными (дом дешевле кредита, а у заемщик только дом и есть), выплаты по ним выросли, и слабые заёмщики начали массово не выплачивать кредиты. Началась продажа домов, дальнейшее падение цен и дальнейший рост просрочки.
Теперь про рынки. Ну и раз всё надёжно, ипотечные агентства имели собственный капитал в доли процента от активов и не создавали сколь-нибудь заметных резервов. Ипотечные бумаги, выпущенные агентствами, тоже считались очень надежными (ведь дом дороже кредита) и соответственно если и страховались, то за мизерные стоимости. Когда река платежей по кредитам начала мелеть, крайними оказались ипотечные агентства, ибо кредиты были выкуплены ими. Но у них не было ни капитала, ни резервов для погашения убытков, что поставило их на грань банкротства. Как результат, внезапно ,огромная масса их бумаг, привязанных к плохим категориям кредитов, тоже превратилась из первоклассного актива в мусорный. И фондовые рынки рухнули. Это проделало гигантские дыры в финансах инвестбанков (т.е. банков специализирующихся на инвестициях в ценные бумаги) и они посыпались. Крах Lehman Brothers стал наиболее громким. Часть бумаг была застрахована. И внезапно, казалось бы, невозможный страховой случай наступил. Так что за инвестбанками рухнули страховщики (например, пресловутый AIG).
Ну и к демократии с инвестициями. Тема «инвестиционного климата» была горячо любима МВФ. Т.е. вы строите демократию и мировой капитал бежит к вам со всех ног. Витриной этой идеи были Исландия с Ирландией, государства Южной Европы и Прибалтика. Когда фондовые рынки рухнули, всем срочно понадобились деньги. И начался их вывод с развивающихся рынков. Внезапно оказалось, что хоть кризис случился в США, инвесторы предпочитают продать прибалтийские акции, забрать деньги из исландских банков и вложить всё в американские гособлигации. Потеря многолетних инвестиций сразу обанкротила Исландию, и поставила на грань банкротства Ирландию, государства Южной Европы и Прибалтику.
Глава 3. Кто и как лечился.
Начнем опять с США. Хорошая статья в тему:
Александр Зотин. «Бен Бернанке vs Великая рецессия». Собственно США, экономика которых склонная впадать в дефляцию в кризисы, решили дать много денег. Всем. Падающие гиганты были прокредитованы под залог контрольных пакетов акций. Lehman Brothers в одну ночь из инвестиционного банка стал обычным. Далее лечебные меры разделились на два направления: фискальное и монетарное.
Фискальное направление - рост госрасходов на фоне падения доходов. Т.е. рост дефицита бюджета за счёт заимствований. Это быстро довело бюджет до дефицита более чем в 10% ВВП, а госдолг уже почти до 100% ВВП. Но возымело пока слабый эффект.
Монетарное направление - это пресловутые QE, т.е. количественные смягчения. Если государство занимает на рынке, оно увеличивает свои расходы, но автоматически снижает частные инвестиции, т.к. забирает часть денег с рынка. Если же занимать у ФРС (т.е. центробанка), то и госрасходы можно поднять и денег на рынке не убавится. Рост денежной базы приводит к подорожанию активов и тоже должен стимулировать расходы (если у вас дорогие активы - это стимул и занимать и тратить больше). Эффект тоже вышел не очень. Так что QE2 уже кончилось, а о QE3 пока думают.
Правда, американцы решились на ход конём. Международное энергетическое агентство (IEA), контролируемое США,
выбросило на рынок 60 миллионов баррелей нефти из стратегических запасов для стабилизации рыночных цен , и обещает повторить это в августе. Вариант логичный. Вместо попытки увеличить куями цену активов, можно попытаться снизить цену нефти и топлива, что тоже стимул для экономик США. Однако, успех затеи сомнительный, т.к. нефтяной рынок,
вопреки мифам, слабо подвержен давлению. И пока это нефтяное QE успеха не имело. Нефть упала ниже $110 на несколько дней, а потом вернулась обратно.
Теперь к Европе. Евросоюз - странное образование с единой монетарной политикой и разномастной политикой фискальной, что само по себе сильно противоречиво. Соответственно противоречивой была и его реакция на кризис. Наиболее дисциплинированными оказались прибалты, которые повысили налоги и снизили пенсии с зарплатами. Это позволило им, ценой серьёзных жертв, выровнять платежный баланс и сбалансировать бюджет. Южная же Европа, классифицированная как PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания), т.е. свиньи, предпочла пойти путём наращивания долга. В результате, их долг резко вырос, и ставки по займам тоже, что ещё сильнее подтолкнуло долг, а кредитные рейтинги упали. ЕЦБ и ЕС пытались дать им ещё денег, но этого оказалось мало, да и избиратели Германии и Франции вовсе не жаждали тратиться на поддержку евросвинок.
Теперь Греция, не смотря на полученный от ЕС кредить в 112 млрд евро уже находится на пороге банкротства и лидеры ЕС (особенно власти Франции) пытаются уговорить европейские банки «добровольно» реструктуризировать греческий долг, не объявляя о дефолте официально.
Китай. Почему Китай не появился в предыдущей главе, но появился в этой? Так вот, это тоже внезапно. Очевидно, что всемирный финансовый кризис автоматически снизил кредитование и спрос. И это уж точно должно было сильно повлиять на Китай - мировую фабрику товаров. Казалось, что спад или хотя бы снижение роста там неизбежны. Однако Китай, как не удивительно, вывернулся. В 2009 г. объем кредитов, выданных китайскими банками вырос на 32% до 9,6 трлн юаней (1,4 трлн долларов), и это при ВВП 33 трлн 535,3 млрд юаней (4,91 трлн долларов), а в 2010 г. кредитные на более скромные 7,5 трлн юаней, то есть на 16%. Т.е. падение внешнего спроса, китайца компенсировали ростом внутреннего и массированными госпрограммами на сумму практически в половину ВВП.
Глава 4. Что нас ждёт?
Темна вода в облацех. Однако, грядущему восстановления угрожает трёхглавая гидра нового кризиса (Эко я завернул!).
Голова первая. США идут к бюджетному кризису. Не смотря на популярность в рунете хазинщины и смакования американского долга, напомню, что после кризиса начала 90-х, Япония пошла по пути фискального стимулирования и довела в итоге свой долг до 200% ВВП. При этом пока что явно не собирается банкротится. Долг США пока в районе 100% ВВП. Это почти исторический рекорд, больше было только в WW2. Но этот рекорд США пока способны вытянуть, т.к. обслуживание долга стоит дёшево. Вопрос не в самом нынешнем долге, а в перспективах его роста. Уровень дефицита бюджета США в 2011 году станет самым высоким среди развитых экономик и составит 10,8% ВВП, а в 2012-м он должен снизится до 7,5%. Но нынешних мер определённо недостаточно (
статья с картинкой разных сценариев развития долга ,
картинка с компонентами роста долга). Это не является откровением и Конгресс США, контролируемый республиканцами, отказался повышать лимит заимствований США, требуя от Обамы мер по снижению дефицитов. Время «Ч», когда США не сможет платить по текущим долгам без повышения текущего лимита, наступит 4 августа.
S&P уже угрожает снизить рейтинг США в случае дефолта в августе до уровня "SD" - выборочный дефолт.
Тут надо понимать следующее. Конечно США дефолта не допустят, и сократить расходы «прямо сейчас» тоже не смогут. Так что Конгресс пошантажирует Обаму, выдавит из него снижение расходов (
Обама предлагает урезать расходы США на 1 трлн, но этого мало) в ближайшие годы и увеличит лимит долга. Однако это означает фактически конец фискальных стимулов. Государство снизит расходы и увеличит налоги, что добьёт и без того жалкий экономический рост в США (
2,7-2,9% в 2011 и наивно ожидаемые 3,3-3,7% в 2012). Т.е. нас ждёт весьма сомнительный выбор США между дефолтом и рецессией, который явно решится в пользу последней.
Голова вторая. Европа идёт к долговому кризису. Существование некой территории как единой страны имеет свои плюсы. Свои плюсы имеет и существование территории как группы независимых стран. ЕС соорудил нечто непонятно, что одновременно и одна страна и группа стран. И, похоже, как и у одного гибрида картошки с помидорами, корни вышли помидорные, а плоды картофельные.
В истории США отдельные штаты дважды объявляли дефолт, но на общегосударственных финансах это отразилось не столь сильно. ЕС пока не знал дефолтов, но сейчас их угроза на пороге. Сейчас главная головная боль - это Греция.
На март 2011 года государственный долг Греции составлял 354.5 млрд евро, из него 282.2 млрд - облигации, 72.3 млрд. - кредиты (59.6 млрд. в рамках программ кредитования ЕС и МВФ). На 2011-2014 годы необходимо 157.6 млрд + финансирование дефицита бюджета 20-25 млрд ежегодно, в том числе процентов по долгам только в 2011 году это около 16-17 млрд., в последующие годы больше (
картинка с графиком). Дать ещё полтораста миллиардов евро грекам политически невозможно, т.к. немецкие политики уже откровенно бунтуют. Попытки же устроить дефолт, не устраивая его, т.е. заставить банки «добровольно» обменять бумаги на долгосрочные с минимальным процентом, пока не очень успешны.
Тут возникает вопрос. А какого фига все так трясутся вокруг Греции - страны с ВВП в 300 млрд евро? Ведь совокупный ВВП ЕС более 12 трлн евро. Да, собственно дефолт самой Греции - это что-то типа неурожая чертополоха. К сожалению, европейцы скованы одной цепью ЕС, и падение одного потянет за собой целую цепочку.
Уже сейчас резко растут проценты по облигациям и цены CDS не только Греции и свинок вообще, но и ряда прочих стран ЕС. Современная европейская жизнь в долг - это постоянное перезанятие денег. Т.е. большая часть занимаемого уходит на погашения прошлых займов. И если займы вдруг станут дороги, долг начнет быстро расти без роста реально занятого, только на одних процентах. Т.е. дефолт Греции может так поднять ставки по еврооблигациям, что не способными финансировать долга окажутся и прочие свинки. А свиной ВВП уже 3,5 трлн евро, т.е. почти треть от всего ЕС. К тому же, если глянуть CDS, растут ставки не только для свинок, но и, например, не входящей в них Бельгии. Т.е. ЕС может охватить масштабный долговой кризис, способный уничтожить результат десятилетий европейского развития и объединения. Да и саму валюту евро (
Шпигель уже рисует на обложке траурные портрет).
Голова вторая. Китай идёт к банковскому кризису. На внутреннее кредитование в 2009-2010 годах было потрачено более 2 трлн долларов, т.е. около половины ВВП. Надо ли говорить, что такое кредитование не могло пройти гладко и без последствий?
Первоначально появились новости, что Китай намерен списать 2-3 трлн юаней (300-470 млрд долларов) региональных долгов. Напомню, что США банки списали с 4 квартала 2007 года по 1 квартал 2011 года составили 544.6 млрд долларов. Но это ещё не всё.
Moody's утверждает, что кредиты регионам составили не 1,6 трлн долларов, а 2,14 трлн. И уровень просрочки не 5-8%, как предполагалось ранее, а 8%-12% . Соответственно общее списание может составить
до триллиона долларов.
Очевидно, что покрыть такую сумму просто за счет ЦБ невозможно. Эмиссия такого масштаба вызовет инфляцию. Да, Китай имеет резервы в 3 трлн долларов. Но если продать триллион, юань резко подскочит, что задушит экспорт. А продать с эмиссией юаней - опять-таки инфляция. Это не говоря о том, что продажа такого объёма долларовых инструментов может вызвать панику на рынках и ударить по текущим займам США. При этом
инфляция в Китае остается высокой, порядка 6% и ЦБ приходится поднимать ставки.
Т.е. по сути, китайцы не решили проблему кризиса 2009, а удачно отложили её и теперь им наконец придется разруливать её последствия.
Глава 5. Итого.
Что мы имеем в итоге? Все три основные проблемы кризиса очевидно тяжело решаемы. И все вместе они вполне способны устроить вторую волну мирового кризиса. Можно выделить три сценария на ближайшие годы:
1) Оптимистичный. Все три проблемы решаться с минимальными потерями и не наложатся друг на друга по времени. В этом случае нас ждёт медленный рост мировой экономики.
2) Реалистичный. Не менее одной из проблем будет решено путём «большой крови» и минимум две наложатся по времени. Тогда мы получим мировую стагнацию и «потерянное десятилетие» для всего мира.
3) Пессимистичный. Каждая из проблем выльется в кризис и это будет одновременно. Это писец, господа. Мы можем получить мировой обвал, куда глубже 2009 года. И тогда нынешний кризис точно будет в форме кривой с двойным спадом, характерной для Великой Депрессии.
Вот как-то так.