С любезного разрешения Кати
kodanovi ниже перепост ее замечательного обзора по сочетанию полимерной глины с другими материалами. Это так называемое направление 'mixed media', про которое также можно почитать
в этом обзоре. Ниже приводится авторский текст Кати на ЯМ
отсюда. Изменения: (1) я поменяла работу Ольги Комиссаровой на ту, которую Ольга указала в ответе на этот обзор, и (2) дополнила парой работ от среагировавших на Катин пост
Зачастую мастера, подолгу работая с одним и тем же материалом, немного зацикливаются на одних его характеристиках и не замечают других. Чтобы взглянуть на привычную полимерную глину под новым углом- можно придумать 1000 и 1 способ) Почему бы не начать, например, с вопроса: С ЧЕМ МОЖНО МЕШАТЬ ПОЛИМЕРНУЮ ГЛИНУ?
Да практически со всем, что только подскажет Вам ваша фантазия). Условно все эти добавки можно разделить на 3 категории, в зависимости от нашей цели.
Цель первая: смешать, но не взбалтывать. Сюда можно отнести всевозможные материалы, которые не подмешиваются в саму полимерную глину, а используются в сочетании с ней: это и натуральное дерево, и стекло, и натуральные камни, и т. д. и т. п.) Технически тут тоже возможны два варианта: запекать материал-компаньон вместе с ПГ, или приклеить его к уже запеченой пластике. В первом случае материал -компаньон должен соответствовать одному очень важному условию: выдерживать температуру запекания пластики (а это обычно 110-130 градусов). Сюда относятся: стекло, натуральные камни, деревянные основы для декорирования и многое, многое другое. Обычно для прочного соединения полимерной глины с такими материалами используется следующий способ: поверхность материала-компаньона промазывается жидкой пластикой- или, по-другому, гелем (например, FimoLiquidGel)и уже на гель сажаются сырые элементы из пластики, после запекания в духовке гель прочно скрепляет все элементы и не даёт им отлететь, то есть выступает в качестве клея.
Полимерная глина в сочетании с натуральным камнем, работы Валерии Мурыссы
cordocentrika Полимерная глина в сочетании с деревянной основой для часов, работа Екатерины Коданови
kodanovi Полимерная глина в сочетании со стеклом, работа Ольги Комиссаровой
Во втором случае термостойкость материала-компаньона не имеет значения, т. к. с ПГ он склеивается уже после её запекания. Для приклеивания материалов друг к другу чаще всего используются супер-клей или эпоксидка, реже- резиновые клеи и пр.
Полимерная глина в сочетании с тканью, автора работы, к сожалению, найти не удалось
Полимерная глина в сочетании с ракушками, работа Елены Осадчей
Полимерная глина в сочетании с металлической фурнитурой, работы Лены Феникс
Полимерная глина в сочетании с хрустальной пастой, работа Татьяны Бегачёвой
fanmaus Цель вторая: изменить цвет. Самый простой и привычный для этого способ- окрашивание запечёной заготовки из ПГ с помощью акриловых, масляных или темперных красок ИЛИ тонировка, чаще всего используемая для того, чтобы глубже выявить рельеф заготовки. Также придать насыщенный цвет или лёгкий оттенок полимерной глине можно при помощи алкогольных чернил.
Полимерная глина+ роспись, работа Sweetbestiary
Полимерная глина + витражная краска, работа Анны Гривцовой
Полимерная глина+ тонировка, работа Татьяны Майоровой
tanyamayorova Полимерная глина+ алкогольные чернила, работы
sister_le Примечание: чаще всего красить заготовку аэрозольной автоэмалью- это не очень удачная мысль, т. к. содержащиеся в её (эмали) составе вещества очень часто вступают в реакцию с полимерной глиной и образуют на поверхности липкую плёнку, избавиться от которой практически невозможно. Исключение- автоэмали Motipи некоторые другие марки. Также опытные мастера с большой осторожностью рекомендуют использовать масляную краску, т. к. некоторые её разновидности на полимерной глине сохнут очень подолгу или не высыхают вообще.
Кроме того, окрашивать и тонировать можно и сырую полимерную глину- при помощи алкогольных чернил, сухих металлических пигментов, пастели и даже косметических теней) Все это можно либо тщательно вмешать в глину, изменив таким образом её цвет, либо тонировать только верхний слой ПГ- также для изменения цвета ИЛИ для выделения рельефа.
Полимерная глина+ металлические пигменты, работа Chris Kapono или
MandarinMoon Полимерная глина+ пастель, работа Киры Лисицкой
louse_on_furs Цель третья: Изменить фактуру пластики. С моей точки зрения, самая интересная для экспериментов область) К относительно распространённым способам можно отнести подмешивание жидкой пластики к обычной- приём, очень часто используемый в кулинарной миниатюре для имитации крема на «выпечке», и так называемая «соляная техника»- сырая пластика как бы обкатывается в обычной поваренной или морской соли (иногда- в сахаре), после запекания изделие бросают в воду, соль растворяется, оставляя после себя очень необычную и приятную фактуру.
Соляная техника, работа Лилии Калининой
К менее традиционным решениям можно отнести подмешивание в сырую полимерную глину всевозможных специй и приправ- меняется и цвет, и фактура материала и даже иногда запах- например, очень аппетитный аромат изделию придаёт молотая корица)
Полимерная глина+ различные приправы, порошок угля и разноцветный мелкий песок, работа Zuleykha Mcmillan
Полимерная глина+базилик, работа Алисы Горюновой
Еще один прекрасный материал для создания необычной поверхности- поталь)
Полимерная глина+жидкая пластика+поталь, работа Кати Зазыбо
cosmobo Совершенно замечательный, с моей точки зрения, эффект, даёт сочетание полимерной глины и пудры для эмбоссинга, обычно используемой в скрапбукинге- посмотрите, как необычно и здороово)
Полимерная глина+ пудра для эмбоссинга, автора работы, к сожалению, не нашла
Полимерная глина+ пудра для эмбоссинга, работа Саши Шушариной
В общем, друзья, продолжать можно до бесконечности) Самое важное- не бояться экспериментировать и искать в обычном необычное) Всем творческих находок и вдохновения)
Некоторые ответы читателей на ЯМ, для полноты картины :-)
Мастер
P0lina Мастер Коцюба Юлия (julkich)
Полимерная глина+3D УФ-стекловидный гель+кружево ручной работы
полимерная глина+микробисер
полимерная глина+монетки
полимерка + металлические заклепки от Ksssandorium (Oksana Baskakova)
камни + полимерка
от Ирины Волковой Мастер
Каролина:
'Сначала я смешала глину так чтоб получиласт "бронза " и в сочетании с бронзовой фурнитурой получилась такая брошка, кажется что она вся из метала. Я еще так же нанесла краску акриловую, легкими мазками сверху, чтоб оставался эффект старения, это еще придает блеск и объемность'
'брошь, в ней гнездышко металлическое, яйца из глины, прокрашенные акрилом под бронзу, ну и сами розы слегка протонированы'
Мастер
Лена ФениксПГ + ржавчина
ПГ + патина
(1) Так как я не знаю возможные жж блоги, поэтому имена мастеров в жж указать не смогла. Если что, пишите, добавлю ссылки на жж :-)
(2) Если есть желание найти магазины/ссылки мастеров из данного обзора на Ярмарке Мастеров, то, пожалуйста, читайте авторский текст и ответы к нему на ЯМ
здесь! Помним, что это прежде всего обзор, а не реклама. Тот, кто захочет, всегда найдет :-)))