Сергей Лобан: "Шапито-шоу" (2011)

May 27, 2013 11:44

Второй полнометражный фильм Сергея Лобана за 10 лет работы. Дебютировал он в Белоруссии короткометражкой "Случай с пацаном": сугубо любительская картина бесплатного вида, и ничего похожего на следующие работы. "Пыль" (2005) многие смотрели из-за Петра Мамонова. С Мамоновым всё произошло так же, как в "Игле" Нугманова: Пётр Николаевич появляется несколько раз на втором плане и произносит исторический монолог в ключевой сцене.

файл avi, 50 min, 699 MB, video 640x384 px, 25 fps, 1931 kbps, audio AC-3, 192 kbs
http://narod.ru/disk/41590832001.1edb495fc816cc85ca37cd8997bd7096/loban__2001_sluchaj_s_pacanom.avi.html
Стоило посмотреть фильм и без Мамонова: сюрреализм, да и только. Неуклюжий робкий толстяк Лёша одержан комплексами, хочет быть красивым культуристом. Некие экспериментаторы во главе со спецслужбами, исполнитель доктор Пушкарь (Мамонов), собирают закомплексованных дураков и влияют им на психику. Лёша (Алексей Подольский), в частности, несколько минут видит себя
атлетом. Для Лёши это становится наркотиком, он требует продолжения иллюзии, но эксперимент уже закончен, а назойливость Алексея спецслужбам надоела. Всё, что видит проэкспериментированный Лёша, т.е. то, что показано на экране, выглядит как похмельный сон человека с необузданной фантазией. Алексей добирается до Пушкаря, который долго и эмоционально доказывает ему, что всё - говно, особенно люди, и особенно Лёша. В конце некий глухонемой на присущем ему языке жестов поёт песню Цоя "Мы ждёт перемен". Последний кадр вываливается из общей атмосферы фильма и дискредитирует смысл песни, личность её автора и фильм в целом.

формат mkv (Matroska), 110 min, 1,99 GB, video 720x574, audio AC-3 192 kbs
http://narod.ru/disk/41598135001.52c29475337985ab0c1624f6c6d3a3b2/loban__2005_pylj.mkv.html

Работа "Шапито-шоу" вышла через 6 лет: за это время где-то Лобан каким-то образом научился снимать не курсовые ВГиКа, а достойные фильмы. Кое-что достойно восхищения. Выдержать общий настрой все чуть ли не 4 часа (два по 1'50) автору не удалось, помогло то, что фильм разделён на две серии по две части, атмосфера каждой - особенная.

Это 4 отдельных, но связанных между собой истории: сначала даются московские кадры, где объясняется, кто есть кто, и как следует его понимать. Затем действие происходит в Крыму в течение 1-2 дней. Одни и те же события даны с позиции главных персонажей каждой из историй. Общий смысл: как вынесенные в заголовок явления (любовь, дружба, уважение, сотрудничество) рушатся, как главный герой произносит мизантропический монолог типа "ты гнилой(ая), ты опутан(а) ложью, ты разрушил(а) мою жизнь, чтобы я тебя больше никогда не видел". В конце, кроме 1-й истории, всё восстанавливается. Видимо, в любовь режиссёр не верит. В финале каждой истории герои находятся на диком шоу в цирке Шапито на берегу моря, цирк сгорает. В процессе сюжета персонажи исполняют озадачивающие эстрадные и цирковые номера на арене этого цирка.

1. "Любовь и дружба": "Любовь". Юная девушка Вера знакомится по Интернету с неким "Кибер-странником" (на аватарке криво нарисованный динозавр) и заочно влюбляется. Она одинока в жизни, и хочет встретиться с виртуальным другом. Кибер-странник оказывается тем же самым Лёшей из фильма "Пыль". Они едут в Крым, и Лёша всю дорогу досаждает Вере своей ярко выраженной депрессивностью и мизантропией. В сочетании с мудростью и эрудицией Лёша производит такое впечатление, что хочется его застрелить. Вера хочет радоваться жизни, Лёша угрюмо портит её отдых. Сначала Лёша уходит, а Вера на коленках просит вернуться, а потом наоборот. По уходу Веры депрессия Лёши выходит на грань суицидального психоза. Очень жизненный сюжет.

2. "Любовь и дружба": "Дружба". Глухой парень работает пекарем вместе с друзьями-глухонемыми. Происходит крупная ссора, парень покидает коллектив и едет в Крым с непонятной компанией нормальных. Взаимопонимания с нормальными нет, поскольку они как раз ненормальные: интересуются наркотиками, двое из них педерасты, а также не соблюдается режим дня. Глухой пытается вернуться к своим настоящим друзьям (кружок глухонемых "Тихое племя"), которые тоже в Крыму, но те его отвергают. После разрыва и скандала с компанией актёров-наркоманов-пидарасов глухой возвращается к истинным друзьям.

3. "Уважение и сотрудничество": "Уважение". Начинающему молодому актёру вдруг звонит отец, известнейший тоже актёр, мол, поедем в Крым. В Крыму Мамонов (отец в смысле) долго таскает парня по горам и ставит в экстремальные условия: Отцу не нравится, что Сын слишком какой-то такой изнеженный, бесхарактерный. Испытания парень выдерживает, но папу начинает ненавидеть. Кроме моральных испытаний, Отец наносит Сыну очень сильную моральную травму: в минуты искреннего общения в горах Сын делится с папой мечтой снять фильм о подростке, преодолевающем свой страх; Отец же напивается с коммерсантами из "Шапито-шоу" и знакомит Сына с их проектом по его сюжету. Основываясь на предложенной Сыном фактуре, они собираются организовать тупой боевик: всё то же самое, что в сокровенной истории Сына, но без ключевых моментов, зато со стрельбой. В финале истории Сын теряется, а начавший что-то соображать Отец с плачем бегает в попытках его разыскать.

4. "Уважение и сотрудничество": "Сотрудничество". Начинающий продюсер-распиздяй находит детдомовского парня, фаната Виктора Цоя и очень похожего на оного. (В антураже и гриме действительно издалека похож на Моро из фильма "Игла", только черты лица грубее). Парень пишет свои песни, мечтая как бы продолжить незаконченное дело погибшего в 28 лет В.Цоя. Продюсеру кажется, что такой реинкарнацией он сможет срубить бабло. Берут оператора, едут в Крым, подкреплённые вышедшем на ТВ ток-шоу с фальсифицированным поводом, якобы двойник Цоя пытался покончить с собой. В фильме нахально показан механизм раскрутки подобных проектов во всём безобразии: здесь и продюсер без штанов, но на шикарной машине, и отрепетированные признания артиста-куклы, и искусственно созданные информационные поводы. В Крыму проект "квази-Цой" проваливается. Детдомовец вместе с оператором бросают обнищавшего продюсера и устраиваются в "Шапито-шоу". Продюсер, проклиная всех, работает уличным художником. В конце истории артист с оператором приходят к продюсеру-художнику мириться с деньгами в руках, но тот их отвергает. В самом конце становится наконец известным, кто создал пожар на премьере "Шапито-шоу".

Это рассказ, о чём фильм. Иногда главное, как именно снят сюжет, в данном случае оценка безусловно отличная. Великолепная съёмка, интересный сюжет, непрерывный поток аллюзий, ассоциаций и перекрёстных ходов. Эстрадные номера, иногда принципиально бедненькие, поражают хотя бы моё лично воображение. Даже Стас Барецкий, вроде бы гротескно-медийная фигура, встроен в фильм наилучшим образом. Меня обрадовал общий концепт построения: Сергей Лобан красиво привёл все человеческие драмы к карнавальной веселухе. При этом явно присущая режиссёру мизантропия тоже никуда не делась. Учтена главная ошибка: в "Пыли" испорчен финал, а каждая серия "Шапито-шоу" заканчивается групповым танцем в стиле "Бу-ра-ти-но!" главных персонажей. Танец непрофессиональный, каждый пытается повторить нужные движения в меру своей комплекции и физической подготовки. Замечательно пляшет исполнительница роли Веры.

Долго не мог найти (даже в http://rutracker.org фильм принципиально не тиражировали до времени). Так что посмотрел только вчера, чего и другим советую.

2 файла avi, каждый по 1,45 GB, 111 min, video 704x368, 25 fps, 1495/1420 kbps, codec XViD build 65, audio AC-3, 448 kbs
Часть 1. "Любовь и дружба".: http://yadi.sk/d/Zqc-WEtY5CebK
Часть 2. "Уважение и сотрудничество". http://yadi.sk/d/O0M5hBYx5Ce_Y

пыль, случай с пацаном, лобан, шапито-шоу, сергей лобан

Previous post Next post
Up