.
.
.
.
"POLNISCHE KUNST - САМОЕ ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЕЗОНЕ"
Pommersche Zeitung, 20 января 1936
.
.
Польско-германские отношения и контакты в 1930-х годах были очень активными и даже, можно сказать, дружелюбными. Важное значение имели польско-германские контакты в сфере культуры, которым покровительствовали Геринг и Геббельс, который договорился о культурном обмене во время визита в Варшаву в июне 1934 г.
.
.
.
После заключения в 1934 г. польско-германского пакта, с целью укрепления культурных и политических отношений между Польшей и Германией, в Берлине, Дрездене, Штеттине и других германских городах проводились в 1935-1936 гг. польские художественные выставки, организованные Обществом пропаганды польского искусства среди иностранцев (в структурах Министерства иностранных дел), созданного в 1926 году под председательством историка-искусствоведа и известного художественного критика доктора Мечислава Третера. Сам Третер также был куратором большинства из них. Выставки проводились с одобрения нацистских властей и на открытии их всегда присутствовали представители нацистской верхушки.
.
.
19 марта 1935
Открытие выставки польского искусства в Берлине.
.
.
.
.
.
.
.
.
Рейсканцлер Адольф Гитлер и премьер-министр Герман Геринг, посол Польши в Германии Юзеф Липский (крайний слева), польский историк-искусствовед Мечислав Третер, комиссар выставки (сидящий сбоку)
.
.
На открытии выставки также присутствовали министры фон Нейрат и Руст.
.
Польский посол Юзеф Липский произнес перед Гитлером речь о польско-германской дружбе, поблагодарил его за посещение выставки и лично провел для фюрера экскурсию по выставке.
.
.
.
.
.
.
.
19 января 1936
Открытие выставки польского искусства в Штеттине (ныне Щецин).
Польский консул в Штеттине Гелиодор Штарк (в центре) во время открытия выставки "Polnische Kunst" 19 января 1936 года; рядом с ним гауляйтер Померании Франц Шведе-Кобург (пятый справа)
.
Каталог выставки "Польское искусство"
.
.
На открытии польской выставки собрались все наиболее важные руководители Штеттина: гауляйтер Померании Франц Шведе-Кобург, руководитель НСДАП в регионе, мэр Штеттина Вернер Фабер, руководители муниципальных учреждений, военные офицеры и представители молодежных организаций НСДАП, таких как Гитлерюгенд или Союз немецких девушек. Польскую сторону, помимо доктора Третера, как куратора выставки, представлял польский консул Гелиодор Штарк. Торжественное открытие польской художественной выставки дало возможность подчеркнуть готовность обеих сторон продолжить сближение польско-германских отношений, начатое в 1934 году. Гауляйтер Шведе-Кобург в своем выступлении заявил, что выставка поддержит "дальнейшие дружеские отношения между Польшей и Германией и укрепит их для благословения и счастья обеих народов". Польский консул Гелиодор Штарк назвал выставку "строительным камнем согласия" между двумя странами.
.
Жители Штеттина могли осмотреть выставку за месяц, до 16 февраля 1936 года. На протяжении всего времени ее посетили в общей сложности 3000 человек, в том числе многочисленные группы немецкой молодежи, в том числе студенты из Грайфсвальда и Лауэнбурга. Многие работы, представленные на выставке, были приобретены посетителями, в том числе представителями местной элиты. Польский консул Гелиодор Штарк попытался использовать успех выставки в пропагандистских целях, организовав вечеринку, на которой появились ведущие представители померанского истеблишмента..
На этих выставках, естественно, не были представлены произведения ненавистного Гитлеру "дегенеративного искусства".
.
"ЗДЕСЬ НЕТ РАБОТ, КОТОРЫЕ ВНУШАЮТ ЛОЖНЫЕ ИЛЛЮЗИИ! ПОЧТИ ВСЕ ХУДОЖНИКИ СТРЕМЯТСЯ К ВЫРАЖЕНИЮ, КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОСТОТЕ. ССЫЛКИ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ И ИХ ПРАЗДНИКИ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫ. ИЗ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ С ВЫСТАВКИ НЕКОТОРЫЕ БУДУТ САМЫМИ ЯРКИМИ В МОЕЙ ПАМЯТИ."
Pommersche Zeitung, 20 января 1936
.
.
Можно определенно констатировать, что выставки польского искусства в Германии середины 30-х годов носили не столько культурный, сколько знаковый политический характер. В СССР "обменная" выставка современного польского искусства 1933 года в Москве в Третьяковской галерее, напротив, прошла совершенно буднично - ее открытие не посетил ни один из советских руководителей.
.
.
Церемония открытия выставки, Москва, 12 ноября 1933 г. Крайний справа - чрезвычайный и полномочный представитель Польской Республики в СССР Юлиуш Лукасевич. С советской стороны на открытии выставки присутствует председатель Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) Елена Осиповна Лернер (у стола).
.
Советские писатели осматривают выставку.
.
14 декабря 1933 г., в связи с закрытием выставки, Наркомпросу РСФСР было выделено аж 2 тысячи рублей инвалюты "для приобретения ряда картин и скульптур польских художников для наших музеев" - недорого стоило это польское искусство.
.
Первоначально намеченные польские художественные выставки в Киеве и Харькове были отменены якобы по причине нехватки помещений - на самом деле, из-за опасений относительно подрывной деятельности Польши на Советской Украине. Планы польского посла Лукасевича совершить поездку в Харьков и Киев в связи с предполагаемыми выставками также усилили сопротивление проведению там польских выставок. Польские дипломаты полагали, что за этим отказом "почти наверняка кроются опасения перед пропагандистским эффектом выставки и связанных с нею торжеств", на которых симпатия к Польше украинской интеллигенции могла бы проявиться "слишком ярко".
.
.
Польскую художественную выставку в Москве принимали мелкие чиновники и Союз писателей, а в Берлине - лично Гитлер с Герингом со свитой. Так демонстрировали главные фашисты свою особую симпатию к полякам. Что, в общем, неудивительно - взгляды у нацистов и поляков тогда совпадали не только на искусство.
.
.
О выставке польского искусства в Берлине можно больше прочесть в книге Радослава Голеца "Танец с Гитлером"
.
"Важное значение имели польско-германские контакты в сфере культуры, о чем свидетельствует грандиозная выставка польского искусства, которой покровительствовали Геринг и Геббельс".
.
"Культурный обмен играл большую роль. Примером может служить мобильная выставка польского искусства, посетившая более десятка городов Германии. Благодаря этому тысячи немцев впервые имели возможность ознакомиться с польской культурой. Для них было необычно быть в шоке от высокого уровня культуры за восточной границей. Здесь стоит упомянуть и знаменитые партийные конгрессы NSDAP в Нюрнберге, куда были приглашены польские писатели (конечно, те, кто был благоприятен для нацистов), а также о польских актерах, делавших свою карьеру в стране Гитлера. Хорошим примером этого являются Ян Кипура и Пола Негри.
Какова была цель этих обширных контактов? В какой-то степени они должны были разрушить вечное предубеждение поляков по отношению к немцам и наоборот. Но старые предрассудки и недоверие остались. Именно поэтому Гитлеру было так легко изменить курс в середине 1939 года. Через несколько месяцев образ хорошего друга-поляка превратился в ленивого и невежественного дикаря с востока.".
.
Польский историк на страницах своей публикации доказывает, используя воспоминания, источники и доступные документы, что польско-немецкий союз был вполне возможен в 1930-х годах, и Гитлер даже хотел пойти на уступки Польше только для того, чтобы привлечь ее к Антикоминтерновскому пакту.
.
Стоит отметить, что Гитлер очень уважал Юзефа Пилсудского, считая его одним из величайших лидеров в тогдашней межвоенной Европе. Потрясенный смертью Пилсудского, Гитлер в Берлинском соборе заказал его символический гроб и лично принял участие в церемониях, посвященных памяти польского лидера, а также приказал дать высшие германские военные награды умершему маршалу. Политика взаимного сотрудничества была продолжена и после смерти Пилсудского, о чем свидетельствуют активные контакты Юзефа Бека и президента Польши Игнация Мочицкого с немецкими сановниками.
.
.
https://pluto9999.livejournal.com/162864.htmlКак польские моряки с нацистами дружили.