Sep 16, 2011 10:42
когда я учился на таможне (а было это 11 лет назад), то меня всегда удивляли одобрительные похлопывания по плечу знакомых, которые говорили, что таможня - это "хлебное место", что я смогу там "делать дела" и "иметь деньги". во-первых, у нас в группе не было ни одного человека, который пошёл бы туда учиться с целью стать в будущем взяточником. во-вторых, уже после второго курса я очень чётко видел, что вся система государственного управления построена таким образом, чтобы минимизировать коррупционные риски.
поэтому я к таким разговорам никогда не относился серьёзно и отшучивался. ведь если немного изучить предмет, то можно увидеть, что в любом производстве в административном органе задействован не один, а цепочка чиновников. то есть, грубо говоря, заинтересованное лицо не сможет ни о чём с чиновником "договориться", потому что возможность беседовать у него есть с одним чиновником, а непосредственное решение будет принимать совсем другой, который с таким "клиентом" даже разговаривать не станет, а клиент до него не будет иметь возможности добраться. то есть, для того, чтобы тебе за взятку что-то сделали, нужно задействовать не одного, а несколько человек. а это уже сговор. сговор между людьми, которым эти сговоры нафиг не нужны. если рассуждать прагматично, то потенциальную взятку нужно разделить между таким большим кругом лиц, что в итоге сумма на одного человека будет такой маленькой, что она никого не сможет мотивировать. особенно чиновников руководствующего звена, без которых ничего не получится.
возможность коррупции исключает и весь внутренний распорядок госорганов. любой шаг, любое действие фиксируется так, чтобы задним числом всё это дело можно было бы поднять и тщательно изучить. занимаются этим или внутренний аудит, или иные органы. в качестве наглядного примера могу привести правила пользования всемозможными базами данных: если вы смотрите, например, информацию в регистре наказаний, то если через полгода к вам придёт внутренний аудит и спросит, почему вы тогда-то и тогда-то интересовались таким-то лицом, то вы должны будете уметь обосновать необходимость ознакомления с данной информацией с позиции выполнения должностных обязанностей. статистика запросов в некоторых базах данных (например, регистр народонаселения) вообще доступна для любого жителя Эстонии: зайдя на соответствующий портал, он может увидеть, какой чиновник из какой структуры в какой день обращался к этой базе с запросом информации об этом человеке. если человек сомневается в законности таких действий чиновника, то он всегда может обратиться с запросом в этот госорган.
помимо этого, все чиновники раз в год подают тн декларацию экономических интересов, где обязаны указать всё своё имущество, активы и обязательства. в принципе, я не особо представляю, куда гипотетический чиновник сможет деть свои гипотетически наворованные миллионы, потому что все у всех на виду. и если видимый уровень жизни чиновника гораздо выше его реальных доходов, то такому чиновнику неизбежно придётся отвечать на ряд неприятных вопросов.
так же существует целый ряд должностей с повышенной потенциальной возможностью для корруптивных действий (операции с деньгами, заключение договоров, проведение конкурсов и прочее). при кандидировании на такие должности, чиновник своей подписью даёт разрешение на проверку всех его финансовых дел. проверяющий орган скурпулёзно изучает состояния всех счетов кандидата и все операции. проверяют, кто, когда, сколько и за что. любой денежный перевод тоже надо уметь обосновать. не пройдёшь такой контроль - места не получишь: никому ты такой мутный не нужен.
бонусом ко всему этому велоколепию идут телефоны доверия, на которые можно позвонить и доверительно сообщить о факте коррупции, подозрении на коррупцию или ещё о чём-то подобном интересненьком.
большой проблемой долгое время являлось взятничество рядовых служащих дорожной полиции. к счастью, эту проблему удалось решить довольно быстро в 2004 году. всех паршивых овец быстро подчистили, взяв на их место нормальных людей. если вы попадётесь, скажем, пьяным за рулём, и вам удастся отделаться взяткой, то считайте, что вам крупно "повезло". хотя, я не знаю, зачем такое палево нужно дорожникам, у которых всё происходящее в машине пишется на видеорегистратор.
насколько я могу судить по прессе, то самая большая доля коррупции приходится на местные власти. во всех этих маленьких волостях можно крутить довольно большие деньги. бонусом там идёт благоприятный коррупционный климат: все друг друга знают, на всех можно положиться. но, опять же, как я писал выше, вся система построена таким образом, что любую информацию о любом дейтсвии всегда можно поднять и проверить. поэтому, корруптант никогда не может сидеть на своём стуле спокойно: он знает, что если в его делах что-то нечисто, то всё это обязательно вскроется на первой же проверке.
самый опасный на мой взгляд вид коррупции - судейский. могу сказать за Таллиннский Административный и Таллиннский Окружной суды - там никакой коррупции нет и быть не может. тут даже обсуждать нечего. в системе административного судейства и судов высших инстанций просто нет ни одной щёлочки, куда можно было бы занести денюжку. где он потенциально возможен - так это в земельных судах, которые решают всякие цивильные вопросы. и мне помнится, что пару лет назад за задницу схватили одного судью из Ида-Вирумаа, который за деньги выносил "правильные" постановления. но я скажу, что быть судьёй-взяточником - это верх идиотизма. зарабатывают все судьи по-разному, в зависимости от коэффициента, но все они получают по сравнению со средней зарплатой очень и очень неплохие деньги. у судей, как и у депутатов Парламента, зарплата привязана к официальной средней по стране. должность у них пожизненная, пенсия - повышенная: живи-не тужи. таких стабильных рабочих мест в Эстонии раз-два и обчёлся. но, нет - находятся особо одарённые. надеюсь, и это всё в прошлом. потому что по моему мнению, справедливое и независимое правосудие - это вообще та основа, без которой о правовом государстве говорить вообще смысла нет.
из последних громких дел помнится случай с директором муниципальной полиции, который, как заправский Штирлиц, с соблюдением всех мер конспирации, договаривался с судебным исполнителем, что за скромное вознаграждение все дела по принудительному производству будут направляться именно ему (жирный кусок, на самом деле). сумма, из-за которой этот высокий чиновник пошёл на преступление, на мой взгляд, была слишком незначительная (по-моему, в общей сложности в районе 50 000 еек). а последствия оказались крайне плачевными - директора решили пролечить шоковой терапией сроком что-то около полугода. ну, ничего - риск дело благородное. я видел фотографию, как этот директор шёл в спортивном костюме отбывать наказание: духом не упал, улыбался прессе даже.
так вот, к чему я это всё веду: если бы Эстония не построила такую систему с нулевой толерантностью к коррупции, то никаких маастрихских критериев, никакого евро, никаких относительно хороших экономических показателей в нашей стране бы не было. денег у нас настолько мало, что каждая копеечка на счету. а если ещё и начать воровать, то вообще ничего толкового у нас не получится.